Судья Попова А.С.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2010 года № 33-4071
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Мальцевой Е.Г., Слепухина Л.М.,
при секретаре Ермалюк А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Третьяковой К.В. на решение Тарногского районного суда от 12 августа 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований Третьяковой К.В. к Администрации Тарногского муниципального района о признании права на дополнительную жилую площадь как инвалиду, имеющему заболевание, которое дает право на дополнительную жилую площадь, и об определении размера единой денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., судебная коллегия
установила:
Третьякова К.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны. Решением жилищной комиссии Спасского сельского поселения Тарногского муниципального района от 28 мая 2010 года она принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Согласно справке МСЭ-... №... от 19 октября 2004 года Третьякова К.В. также является инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно, не способна к трудовой деятельности и нуждается в постороннем уходе. Имеет заболевание, указанное в перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
Третьякова К.В. обратилась в суд с иском к Администрации Тарногского муниципального района о признании права на дополнительную жилую площадь как инвалид, имеющей заболевание, которое дает право на дополнительную жилую площадь, и об определении размера единой денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании представитель истца Третьяковой К.В. Третьяков В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме. Настаивал на удовлетворении заявленных требований. Полагал, что вне зависимости от того, что Третьякова К.В. принята на учет как вдова участника Великой Отечественной войны, она имеет право на меры социальной защиты по Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» как инвалид, имеющий заболевание, в дополнение к предусмотренным Федеральным законом от 12 декабря 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» льготам.
Представитель ответчика Администрации Тарногского муниципального района Вячеславова А.А. исковые требования не признала. В возражении указала, что Третьякова К.В. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий решением жилищной комиссии Спасского сельского поселения от 28 мая 2010 г., как вдова участника Великой Отечественной войны. По состоянию на 02 июля 2010 г. в сводном списке по Тарногскому муниципальному району Третьякова К.В. значится под номером 38 и ей определен размер единовременной денежной выплаты. Полагала, что Третьякова К.В. не вправе претендовать на получение мер социальной поддержки по двум основаниям одновременно. Просила в удовлетворении иска отказать.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Третьякова К.В. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на нарушение судом норм материального права, ссылаясь на прежние доводы, приведенные ею при подаче иска.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы полагает, что решение постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что в силу ст.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
При анализе указанной нормы суд сделал правильный вывод о том, что понятия меры социальной защиты и социальной поддержки инвалидов представляют собой систему мер, имеющих конечной целью обеспечение прав и законных интересов инвалидов. При этом понятие «социальная поддержка» и «социальная защита» соотносятся как часть и целое.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ).
Таким образом, закон связывает обеспечение жилой площадью инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по данному основанию.
Как видно из материалов дела Третьякова К.В. как инвалид, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, на жилищный учет до 1 января 2005 года и по настоящее время не принималась и заявления об этом в органы местного самоуправления не подавала.
В соответствии с имеющимся в материалах дела Списком граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Спасскому сельскому поселению от 04 июня 2010 г. Третьякова К.В., <ДАТА> года рождения, поставлена на учет, как вдова участника Великой Отечественной войны.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, в том числе, указанных в статье 21 названного закона, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Законом Вологодской области от 25 декабря 2009 г. № 2190-03 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» определены форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в числе прочих категорий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Статьями 2 и 3 Закона Вологодской области от 6 апреля 2009 г. № 1985-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» обязанности по отдельным государственным полномочиям, предусмотренным ст.2 данного Закона, в отношении ряда категорий граждан, в том числе членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и инвалидов, делегированы органам местного самоуправления.
Третьякова К.В. в качестве малоимущей не признана. Она, являясь инвалидом первой группы и одновременно вдовой участника Великой Отечественной войны, вправе пользоваться мерами социальной защиты по Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и по Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
При этом одновременное применение двух нормативных правовых актов, с учетом наличия двух оснований (в данном случае статус вдовы участника Великой Отечественной войны и инвалида) действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований является правильным.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в силу ст. 362 ГПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тарногского районного суда от 12 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Третьяковой К.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: