Судья Арсеньева Н.П.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2010 года № 33- 4106
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Король И.Н., Беляковой В.Н.,
при секретаре Кудряшовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Смирновой О.П. на решение Никольского районного суда от 16 августа 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований Смирновой О.П. к Управлению образования администрации Никольского муниципального района, ГОУ «Никольский детский дом имени А.Я. Яшина» о признании ребенком, оставшимся без попечения родителей, отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Бочкаревой И.Н., объяснения, судебная коллегия
установила:
постановлением администрации Никольского района от 24.05.1996 № ... несовершеннолетняя Смирнова О.П., ...1986 года рождения, определена в ГОУ «Никольский детский дом имени А.Я. Яшина», являлась воспитанницей данного учреждения с 11.09.1996 по 30.08.2002, как лицо оставшееся без попечения родителей, но без подтверждения этого статуса документально.
В связи с данными обстоятельствами Смирнова О.П. обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации Никольского муниципального района, ГОУ «Никольский детский дом имени А.Я. Яшина» о признании ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Исковые требования мотивировала тем, что ее мать Н. умерла 02.05.1996, отец ее воспитанием не занимался, судьбой не интересовался, по его заявлению она была помещена в детский дом. Ей неизвестно в связи с чем отец не был лишен родительских прав. До совершеннолетия она находилась на полном государственном обеспечении. Полагала, что органы опеки и попечительства своевременно не воспользовались правом обратиться в суд с иском о лишении ее отца родительских прав.
В результате бездействия органов опеки и попечительства она лишена права воспользоваться социальными гарантиями, установленными законом для лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании Смирнова О.П. исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что обращалась в органы опеки и попечительства с заявлением о своем согласии на лишение отца – Ж. родительских прав, однако достаточной работы по данному факту проведено не было. Закрепленное за ней постановлением администрации Никольского района ... жилое помещение в двухквартирном доме ... непригодно для проживания. В настоящее время она намерена воспользоваться льготой по внеочередному предоставлению жилого помещения на условиях социального найма лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С момента достижения совершеннолетия по настоящее время она не обращалась в компетентные органы с заявлением об установлении ей статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Представитель Управления образования администрации Никольского муниципального района по доверенности Сорокина А.А. в судебном заседании иск признала, пояснила, что Смирнова О.П. действительно в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку ее мать – Н. умерла, а отец – Ж. подал заявление о помещении дочери в детский дом. В дальнейшем Ж. вновь подал заявление об оставлении дочери в детском доме в связи с тяжелым материальным положением. В 2002 году истица выбыла из детского дома на учебу в ... Вопрос о лишении Ж. родительских прав остался нерешенным. 10.01.2006 Ж. умер.
Представитель ГОУ «Никольский детский дом имени А.Я. Яшина» Зотикова А.В. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что Смирнова О.П. до совершеннолетия находилась на полном государственном обеспечении, поскольку осталась без попечения родителей. Органами опеки и попечительства не было проведено достаточной работы, направленной на лишение Ж. родительских прав.
Представитель администрации Никольского муниципального района Комягина Т.И. исковые требования признала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным представителем ГОУ «Никольский детский дом имени А.Я. Яшина».
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Смирнова О.П. ставит вопрос об отмене судебного постановления, ссылаясь на то, что фактически она являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, до совершеннолетия воспитывалась в детском доме и до настоящего времени жильем не обеспечена.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установление Смирновой О.П. факта того, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей на момент исполнения ей 18 летнего возраста, не порождает для нее возникновение права на получение жилого помещения во внеочередном порядке.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Согласно части первой статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций и при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).
Следовательно, для установления юридических фактов необходимо наличие двух условий.
В данном случае не соблюдено одно из условий - установление юридического факта не порождает для Смирновой О.П. юридических последствий.
Согласно статье 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт.
Как следует из искового заявления Смирновой О.П. установление факта признания ее лицом, оставшимся без попечения родителей необходимо для получения во внеочередном порядке жилого помещения в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) и статьи 4 Закона Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-О «О регулировании отдельных жилищных отношений Вологодской области».
Как следует из преамбулы Закона № 159-ФЗ, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
Смирнова О.П. достигла возраста 23 лет ...2009, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состояла и не состоит.
Поэтому факт признания Смирновой О.П. лицом, оставшимся без попечения родителей правомерно не установлен судом, поскольку установление данного факта не может повлиять на ее право по внеочередному предоставлению жилья.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что юридически значимые обстоятельства определены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, следовательно, оснований для отмены судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Никольского районного суда от 16 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Смирновой О.П. – без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н.Бочкарева
Судьи: И.Н.Король
В.Н. Белякова