Судья Цыганкова В.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2010 года № 33- 4144
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.
судей Король И.Н., Беляковой В.Н.,
при секретаре Кудряшовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце и Череповецком районе на решение Череповецкого городского суда от 24 августа 2010 года, которым исковое заявление Родионовой Т.В. удовлетворено.
Решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Череповце и Череповецком районе от 23 апреля 2010 года № 2/29 об отказе Родионовой Т.В. в досрочном назначении трудовой пенсии признано незаконным.
ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Череповце и Череповецком районе обязано включить Родионовой Т.В. в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 01 ноября 1999 года по 31 августа 2006 года в качестве старшего воспитателя МДОУ ...
ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Череповце и Череповецком районе обязано назначить Родионовой Т.В. трудовую пенсию по старости с 09 февраля 2010 года.
С ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Череповце и Череповецком районе взыскано в пользу Родионовой Т.В. в возмещение судебных расходов ... рублей.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Бочкаревой И.Н., объяснения представителя ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Череповце и Череповецком районе по доверенности Горбачевой С.А., судебная коллегия
установила:
решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце и Череповецком районе (далее – ГУ УПФ РФ в г. Череповце и Череповецком районе) № 2/29 от 23.04.2010 Родионовой Т.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа педагогической деятельности (25 лет) по статье 27.1.19 Федерального закона № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В специальный стаж не засчитан период работы Родионовой Т.В. с 01 ноября 1999 года по 31 августа 2006 года в качестве старшего воспитателя МДОУ ..., так как функциональные обязанности старшего воспитателя не соответствуют обязанностям, которые предусмотрены для должности старшего воспитателя в тарифно-квалификационных характеристиках работников учреждений образования. Родионова Т.В. выполняла функции, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками для заместителя заведующей по воспитательной и методической работе и методиста. Кроме того, период с 22 марта 2000 года по 31 августа 2006 года засчитан в стаж на общих основаниях по сведениям персонифицированного учета.
Оспаривая правомерность принятого решения, Родионова Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Череповце и Череповецком районе о признании решения от 23.04.2010 незаконным; возложении на ГУ УПФ РФ в г. Череповце и Череповецком районе обязанности по включению в специальный стаж периода работы с 01 ноября 1999 года по 31 августа 2006 года в качестве старшего воспитателя МДОУ ... назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента возникновения права – 11.02.2010.
Требования мотивировала тем, что в спорный период осуществляла педагогическую деятельность. Наименование должности «старший воспитатель» и наименование учреждения «детский сад» поименованы Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, а также Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463. Тарифно-квалификационные характеристики работников учреждений образования, утвержденные приказом Минобразования РФ № 463 и Госкомитета РФ по высшему образованию № 1268 от 31 августа 1995 года, применению не подлежат, поскольку приказ отменен 28 сентября 2000 года.
В судебном заседании Родионова Т.В. исковые требования уточнила, просила назначить ей досрочную трудовую пенсию с 09 февраля 2010 года, на дату возникновения права, взыскать с ответчика в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя ... рублей.
Представитель ГУ УПФ РФ в г. Череповце и Череповецком районе по доверенности Балдычева К.О. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии. Требования, в том числе, о возмещении расходов на оплату услуг представителя, считает необоснованными, просила в их удовлетворении отказать.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Череповце и Череповецком районе ставит вопрос об отмене судебного постановления, ссылаясь на то, что стаж Родионовой Т.В. составляет 18 лет 2 месяца 19 дней, в связи с чем оснований для назначения пенсии с 09.02.2010 не имеется. Период работы с 01.11.1999 по 31.08.2006 в качестве старшего воспитателя МДОУ «... засчитан в стаж на общих основаниях, так как функциональные обязанности старшего воспитателя не соответствуют обязанностям, которые предусмотрены для данной должности в тарифно-квалификационных характеристиках работников учреждений образования, утвержденных приказом Минобразования РФ № 463 и Госкомитета РФ по высшему образованию № 1268 от 31.08.1995. Согласно акту проверки Родионова Т.В. выполняла функции, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками для заместителя заведующей по воспитательной и методической работе и методиста. Согласно пп. «в» п.8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в должности директора, заместителя директора учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка засчитывается в специальный стаж только за период до 01 ноября 1999 года. Согласно штатного расписания должность «старший воспитатель» на 01.09.1999 предусмотрена не была.
В возражениях на кассационную жалобу Родионова Т.В. и ее представитель - адвокат Морозков Л.С. просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в г.Череповце и Череповецком районе – без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение подлежит изменению в части возложения на ГУ УПФ РФ в г. Череповце и Череповецком районе расходов по возврату госпошлины, в остальном решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.
Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 содержит наименование должности «старший воспитатель» и наименование учреждения «детский сад»
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 работу в детских садах в должности старшего воспитателя включает в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста в связи с педагогической деятельностью.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность зачесть истице в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды ее работы с 01.11.1999 по 31.08.2006 в должности старшего воспитателя МДОУ ...
Оценивая представленные доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости стаж работы Родионовой Т.В. по специальности составлял требуемые 25 лет.
Довод подателя жалобы в части незаконности взыскания с ГУ УПФ РФ в г. Череповце и Череповецком районе в возмещении расходов по госпошлине ... руб. судебная коллегия полагает обоснованным.
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсий, за исключением случаев, предусмотренных п.4 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, и постановленное судом решение о назначении истице пенсии с 01.11.1999 этой норме не противоречит.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Пенсионный фонд РФ - это государственный внебюджетный фонд, предназначенный для обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, образованный Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Сущность Пенсионного фонда РФ определена Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ на текущий год (в настоящее время - Федеральный закон «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов») и другими федеральными законами.
Пенсионный фонд РФ не входит в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, однако как государственный орган, образованный в соответствии с законодательством Российской Федерации и выполняющий публично – правовые функции, на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ выступая в судах общей юрисдикции в качестве истца или ответчика, освобождается от уплаты государственной пошлины, соответственно, освобождаются и его территориальные органы.
При указанных обстоятельствах судебные расходы в размере ... руб., представляющие собой возврат госпошлины, подлежат уменьшению на данную сумму.
Взысканные судом расходы по оказанию услуг представителя в размере ... руб. удовлетворены правомерно в силу статьи 100 ГПК РФ, подтверждены документально, соответствуют, по мнению судебной коллегии, требованиям разумности и справедливости.
Поэтому в этой части кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Изменить решение Череповецкого городского суда от 24 августа 2010 года, уменьшив размер подлежащих взысканию судебных расходов с ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Череповце и Череповецком районе в пользу Родионовой Т.В. до 10 000 (десять тысяч) руб.
В остальном решение Череповецкого городского суда от 24 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце и Череповецком районе - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н.Бочкарева
Судьи: И.Н. Король
В.Н. Белякова