Кассационное определение от 27 октября 2010 года № 33-4616



Судья Холминов А.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 октября 2010 года № 33- 4616

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Мальцевой Е.Г., Чернышовой Н.Э.,

при секретаре Филипповой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя ООО «Росгосстрах» по доверенности – Меньшиковой О.А. на решение Череповецкого городского суда от 10 сентября 2010 года, которым отказано в удовлетворении иска ООО «Росгосстрах» к ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и Москвину О.М. о признании договора страхования недействительным.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя ООО «Росгосстрах» Чистяковой Е.В., представителя Москвина О.М. по доверенности Крашенинина Е.А., судебная коллегия

установила:

в соответствии с условиями до­говора целевого займа №... от 06 сентября 2007 года Москви­ну О.М. и Москвиной М.В. выдан кредит для приобретения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

14 сентября 2007 года между ООО «Росгосстрах-Северо-Запад» и Москвиным О.М. заключён договор ком­плексного ипотечного страхования в отно­шении указанной квартиры, в соответствии с которым застрахованы жизнь и здоровье Москвина О.М. и Москвиной М.В. на страховую сумму ... рублей и ... рублей, соответственно со сроком действия с 14 сентября 2007 года по 01сентября 2027 года.

ООО «Росгосстрах» обратилось в Вологодский городской суд с иском к Некоммерческой ор­ганизации «Фонд развития ипотечного кредитования Вологодской области» и Москвину О.М. о признании договора страхования недействительным. Требование мотивировало тем, что в соответствии с пунктом 3.1.2. договора страхования страховым случаем является, в частности, установление застра­хованному лицу ... или ... группы инвалидности в результате несчастного слу­чая или заболевания, произошедшего в период действия договора. При за­ключении договора Москвиным О.М. была заполнена анкета-заявление №..., которая является неотъемлемой частью договора страхования. В данной анкете содержались вопросы, касающиеся наличия у застрахованных каких-либо заболеваний. Москвин О.М. на все вопросы, указанные в анкете-заявлении, ответил отрицательно.

В 2008 году Моск­вин О.М. обратился в ООО «Росгосстрах» с заявлением о выплате страхового возмеще­ния, представив медицинские документы в связи с первичным установлени­ем инвалидности ... группы. Причина инвалидности - общее заболевание. Из представленных медицинских документов следовало, что за год до заключения договора, с 28 октября 2006 года по 08 ноября 2006 года Москвин О.М. находился на лечении в ... отделении ... по поводу ... болезни ... стадии, ... степени, риска .... Согласно направле­нию на медико-социальную экспертизу в феврале 2008 года у Москвина О.М. на фоне высокого артериального давления произошло резкое снижение зрения, в связи с чем с 06 февраля 2008 года по 29 февраля 2008 года он находился на лечении в ... по поводу диагноза: «...». Следовательно, при заключении договора страхования Мо­сквиным О.М. были сообщены заведомо ложные сведения о состоянии своего здоровья. Просило признать договор страхования от 14 сентября 2007года, заключённый с Москвиным О.М., недействительным, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в размере ... рублей.

Определением Вологодского городского суда от 01 июля 2010 года ненадле­жащий ответчик Некоммерческая организация «Фонд развития ипотечного кредитования Вологодской области» заменён на ОАО «Агентство по ипотеч­ному жилищному кредитованию», дело передано на рассмотрение по подсудности в Черепо­вецкий городской суд.

В судебном заседании представитель ООО «Росгосстрах» Меньшикова О.А. исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик Москвин О.М. в судебное заседание не явился, его представитель Кра­шенинин Е.А. иск не признал. В возражении указал о том, что при заключении договора страхования Москвин О.М. ложных сведений о состоянии своего здоровья не сообщал, поскольку на момент оформления документов был выписан из больницы в связи с выздоровлением. Кроме того, полагал, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с иском.

Представитель ответчика ОАО «Агентство по ипотечному жилищно­му кредитованию» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменных возражениях указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, Полагал, что для признания договора страхования недействительным необходимо установление прямого умысла страхователя на сообщение ложных сведений. Однако наличие у Москвина О.М. прямого умысла на сообщение заведомо ложных сведений о состоянии здоровья истцом не доказано. Кроме того, страховщик в соответствии с пунктом 2 статьи 945 Гражданского кодекса РФ при заключении договора личного страхования был вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья, однако это сделано не было. Указали о пропуске ООО «Росгосстрах» срока исковой давности. Просили в удовлетворении иска отказать.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель ООО «Росгосстрах» Меньшикова О.А. ставит вопрос об отмене решения, указывая, что судом необоснованно были отклонены доводы, изложенные в обоснование иска.

В возражениях на кассационную жалобу представитель ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» по доверенности Зуйков О.Е. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы и представленных возражений, полагает, что решение постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Разрешая спор и отказывая ООО «Росгосстрах» в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно принял во внимание пропуск ответчиком срока исковой давности, что в силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ, статьи 152 Гражданского процессуального кодекса РФ, пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 года № 15 является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Кроме того, судом правомерно указано, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса РФ договор страхования может быть признан недействительным, если будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение и оговоренных страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе и сделал правильный вывод об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих наличие у Москвина О.М. прямого умысла на сообщение заведомо ложных сведений о состоянии своего здоровья при заключении договора страхования.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, кассационная жалоба по указанным выше основаниям удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда от 10 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ООО «Росгосстрах» по доверенности Меньшиковой О.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200