Кассационное определение №33-4755 от 03 ноября 2010 года



Судья Смирнова В.М.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 ноября 2010 года № 33-4755

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Слепухина Л.М.,

судей Чекавинской Н.И., Чистяковой Н.М.,

при секретаре Торковой Т.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Хрулевой З.А. по доверенности Кивелева Е.А. на решение Кирилловского районного суда от 06 октября 2010 года, которым Хрулевой З.А. отказано в иске к Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области и Комиссии по предоставлению жилищных субсидий Администрации Кирилловского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения как вдове участника Великой Отечественной войны, а также обязании ответчиков выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения представителя Хрулевой З.А. по доверенности Кивелева Е.А., поддержавшего жалобу, представителя Администрации Кирилловского муниципального района Смирновой Н.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Хрулёва З.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и не порождающим правовых последствий решения комиссии по предоставлению жилищных субсидий Администрации Кирилловского муниципального района от 24 августа 2010 года №... в части отказа в предоставлении единовременной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения, как вдове участника Великой Отечественной войны.

В период судебного разбирательства Хрулёва З.А. заявленные требования изменила, просила рассмотреть дело в исковом порядке, привлечь в качестве ответчиков Администрацию Кирилловского муниципального района и комиссию по предоставлению жилищных субсидий Администрации района, а также дополнила заявленные требования, просила обязать ответчиков выдать ей свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной Федеральным законом «О ветеранах».

В обоснование иска указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны с 2002 года. 23 апреля 2010 года она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в Администрации Ферапонтовского сельского поселения Кирилловского района. 18 августа 2010 года обратилась в Администрацию Кирилловского района с заявлением о выдаче свидетельства о предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, предоставив все необходимые документы, однако решением от 24 августа 2010 года в предоставлении единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ей отказано. Считала, что оснований для отказа у администрации района и комиссии не имелось, так как в комиссию представлен полный перечень требуемых документов, она при постановке на учет в Администрации Ферапонтовского сельского поселения признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, с учета не снята.

Представитель ответчиков Администрации Кирилловского муниципального района и Комиссии по предоставлению жилищных субсидий Смирнова Н.В. требования не признала, указав, что участник ВОВ Хрулев И.А. до дня смерти в 2002 году, проживая с супругой Хрулевой З.А. в трехкомнатной благоустроенной квартире в г. Кириллове, не вставал на учет как нуждающихся в жилом помещении. Хрулёва З.А. также до 2010 года не обращалась с заявлением об улучшении жилищных условий. Сменив регистрацию места жительства в марте 2010 года без какой-либо необходимости, и зарегистрировавшись в доме дочери в д. Ш. Ферапонтовского сельского поселения, Хрулёва З.А. создала видимость нуждаемости в улучшении жилищных условий, что комиссия расценила, как злоупотребление правом. Комиссия по предоставлению жилищных субсидий сделала вывод о том, что Хрулёва З.А. сознательно ухудшила свои жилищные условия с целью получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения. Кроме того, согласно письму Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 года № 10496-СК/07 за счет средств федерального бюджета обеспечиваются приобретшие статус вдовы после 1 марта 2005 года при условии, что сам инвалид или участник войны был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. При таких обстоятельствах Хрулёва З.А. может быть обеспечена жилым помещением только по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представителем Хрулёвой З.А. по доверенности Кивелевым Е.А. поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

В возражениях на жалобу представитель ответчика по доверенности Смирнова Н.В. просит решение суда отставить без изменения как вынесенное законно и обоснованно, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, не нашла оснований для отмены или изменения решения.

В силу ч. 1 ст. 6 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ, с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

Согласно ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется ор­ганом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» необходимо обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

На основании п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (ч. 3.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах)».

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 Жилищного кодекса РФ, где указано, что такими гражданами признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Статьей 2 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года №1307 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» установлены аналогичные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Кроме того, в силу статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу этой нормы Закона ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Разрешая спор, суд установил, что Хрулёва З.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны Хрулева И.А., который в 1992 году приобрел в собственность в порядке приватизации трехкомнатную благоустроенную квартиру общей площадью ... кв.м, жилой площадью ... кв.м по адресу <адрес> на состав семьи из четырех человек: Хрулев И.А., жена - Хрулёва З.А., дочь Хрулёва Н.И., ... года рождения и дочь - Хрулёва И.И., ... года рождения. В 2002 году данную квартиру Хрулев И.А. подарил детям.

18 марта 2010 года снялась с регистрационного учета в квартире №... дома №... по ул.... в г.... и зарегистрировалась на постоянное место жительство в д. Ш. Ферапонтовского сельского поселения Кирилловского района в дом, принадлежащий на праве собственности её дочери Кивелёвой Л.И., общая площадь которого превышает учетную норму (10 кв. м) более чем в два раза. Дом сдан в эксплуатацию в 2009 году, является новым и непригодным для проживания не признан. Из материалов дела усматривается, что Хрулева З.А. постоянно в д.Ш. не проживает, а проживает с родственниками, поскольку за ней необходим уход, нуждающейся в улучшении жилищных условий истица не является,

Однако постановлением Главы Администрации Ферапонтовского сельского поселения №... от 23 апреля 2010 года истица принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Анализируя фактические обстоятельства дела, следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Хрулёва З.А. намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях снялась с регистрационного учета в квартире №... д.№... по ул.... в г.....

Поэтому, отказывая Хрулёвой З.А. в удовлетворении исковых требований, суд правильно руководствовался приведенными выше нормативными актами и обоснованно пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления ей субсидии на строительство и приобретение жилого помещения как вдове участника Великой Отечественной войны.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований истец суду не представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным. Доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кирилловского районного суда от 06 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Хрулевой З.А. по доверенности Кивелева Е.А. - без удовлетворения.

Председательствующий: Л.М. Слепухин

Судьи Н.И. Чекавинская

Н.М. Чистякова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200