Судья Кисель Ю.А.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 2010 года № 33 – 4794
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Король И.Н.,
судей Билевой Л.И., Мальцевой Е.Г.,
при секретаре Михайловой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг Вологодской области на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 11 октября 2010 года, которым решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великий Устюг от 22 февраля 2008 года об отказе Загоскину П.А. в перерасчете базовой части пенсии по старости признано недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия.
ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великий Устюг Вологодской области обязано зачесть в стаж работы Загоскину П.А. навигационные периоды 1968-1985, 1987-1993 годов в плавсоставе в льготном порядке, то есть каждый указанный навигационный период за год работы в МКС; произвести Загоскину П.А. перерасчет пенсии по старости с учетом повышенного размера базовой части пенсии в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 312-ФЗ в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года, с 1 января 2008 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., судебная коллегия
установила:
Загоскин П.А. обратился с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг Вологодской области (далее – Управление, Пенсионный фонд) о перерасчете базовой части пенсии.
Свои требования истец мотивировал тем, что его работа в плавсоставе протекала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в межнавигаторские периоды числился в командах судов, с должностей плавсостава на другие работы не переводился. Стаж работы составил 24 года 1 месяц 18 дней. Ссылаясь на пункт 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статью 14 Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» и пункт 9 Указаний Минтруда РФ «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»», считал, что отказ Пенсионного фонда в перерасчете базовой части пенсии является незаконным. Просил зачесть периоды навигации с 1974 по 1993 года, 1996 год как 21 полный календарный год работы в МКС, в календарном порядке с учетом периодов навигации, отпусков и отгулов периоды работы в 1967-1970, 1994-1995, 1997 годах также в работу в МКС, и обязать Пенсионный фонд произвести перерасчет пенсии по старости с учетом повышенного размера базовой части пенсии с 01.01.2008 года.
В судебном заседании истец Загоскин П.А. и его представитель Шиловская Л.Н. исковые требования уточнили. Просили засчитать работу истца с полными навигационными периодами в 1968-1985, 1987-1993 годах, как полный календарный год работы в МКС, всего 22 года. Пояснили, что исчисление стажа работы истца в Великоустюгском судоремонтном заводе в указанные периоды за каждый полный период навигации следует производить, как за полный календарный год работы, поскольку истец работал в плавсоставе в Архангельской области в течение полного навигационного периода.
Представитель ответчика Пенсионного фонда Маркова Г.Б. иск не признала. Считала, что оснований для перерасчета базовой части пенсии в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 01.12.2007 № 312-ФЗ не имеется, поскольку Загоскин П.А. имеет страховой стаж 36 лет 04 месяца 17 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, суммированный с работой в плавсоставе, 16 лет 07 месяцев, что составляет менее 20 лет.
Судом постановлено приведенное решение.
В кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг Вологодской области просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В возражениях на жалобу представитель истца Загоскина П.А. Шиловская Л.Н. просит решение оставить без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда.
При вынесении решения суд правомерно в решении указал, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам – по достижении возраста 55 лет, женщинам – по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Исходя из буквального толкования указанной нормы плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей.
В соответствии со статьей 12 названного Федерального закона при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
В этом случае необходимо подтвердить, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что Загоскин П.А. в спорные периоды работал на судах Великоустюгского Ордена «Знак почета» судостроительного – судоремонтного завода, которые, согласно справке открытого акционерного общества «Северное речное пароходство» от 16.11.2004 не относились к категории портовых, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, а также к категории судов пригородного и внутригородского сообщения.
Архивной справкой № З-16 от 09.06.2008 выданной Великоусюгским центральным архивом, подтверждается, что Загоскин П.А. работал в Великоустюгском Ордена «Знак Почета» судостроительно-судоремонтном заводе.
Согласно справке № 18-24 от 16.11.2004 Великоустюгский судостроительно-судоремонтный завод являлся структурным подразделением Северного речного пароходства, которое в соответствии с пунктом 7 Указа Президента России от 01.07.1992 и приказом генерального директора от 19.04.1993 преобразовано в акционерное общество открытого типа «Северное речное пароходство», а в последствии переименовано в открытое акционерное общество «Северное речное пароходство». Приписанные к Северному речному пароходству теплоходы, в том числе и на которых работал истец, эксплуатировались на реке Большая Северная Двина на территории Архангельской области, которая Постановлением № 25 Правительства РСФСР от 27.11.1991 отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Районный коэффициент 1,2.
Установленные судом обстоятельства не опровергнуты ответчиком.
На основании п.п.6 п.1 ст.28 Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мужчинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, досрочная трудовая пенсия назначается по достижении возраста 55 лет. Гражданам, проработавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере, при этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Исходя из изложенного, суд правомерно включил спорные периоды работы Загоскина П.А. в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Доводы кассационной жалобы относительно неправомерности ссылки суда на справку о навигаторских периодах Котласского техучастка Северо-Двинского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства Архангельской области, не имеют достаточных оснований для удовлетворения, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства и получили надлежащую оценку в мотивировочной части судебного решения.
При указанных обстоятельствах суд правильно удовлетворил исковые требования Загоскина П.А., оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы нет.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 11 октября 2010 оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг Вологодской области – без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н.Король
Судьи: Л.И. Билева
Е.Г. Мальцева