Судья Лукинский Ю.М.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 ноября 2010 года № 33-4824
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жаворонковой В.А.,
судей Теплова И.П., Игошевой Г.Н.
при секретаре Жуковой С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Главы Верховского сельского поселения Верховажского муниципального района Стрежнева Н.К. на решение Верховажского районного суда от 06 сентября 2010 года, которым постановление администрации Верховского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области №... от 26.08.2010 «Об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признано незаконным.
На администрацию Верховского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области возложена обязанность по принятию Подосеновой В.И. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения представителя Подосеновой В.И. по доверенности Подосенова Ю.В.,, судебная коллегия
установила:
Подосенова В.И. обратилась 30.08.2010 в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации Верховского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области от 26.08.2010 №..., которым ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В судебном заседании представитель Подосеновой В.И. по доверенности Подосенов Ю.В., заявленные требования поддержал, суду пояснил, что Подосенова В.И., <ДАТА> года рождения, зарегистрирована и проживает в деревянный доме, 1900 года постройки, отопление печное, в доме отсутствует канализация и водопровод, туалет холодный - находится в коридоре. Дом старый, зимой в доме так холодно, что замерзает вода. Проживать она в таком доме в силу своего возраста и состояния здоровья не может.
В судебном заседании Глава Верховского сельского поселения Стрежнев Н.К. заявленные требования не признал, суду пояснил, что в постановке на учёт Подосёновой В.И. было отказано, поскольку занимаемая жилая площадь жилого дома более учетной нормы, износ дома составляет 58%, для постановки на учет износ должен быть более 65 %.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Глава Верховского сельского поселения Верховажского муниципального района Стрежнев Н.К. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на доводы, изложенные им в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
В отзыве, представленном на кассационную жалобу, Подосенова В.И. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления, находит необходимым отменить решение суда ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с требованиями п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно вышеуказанным нормам закона члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета независимо от их имущественного положения. Данные обязательства являются расходными обязательствами федерального бюджета, которые переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей второй Закона Вологодской области от 06.04.2009 №1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены указанными государственными полномочиями по обеспечению жильем данной категории граждан за счет средств федерального бюджета, которые ими осуществляются на основании положений Закона Вологодской области от 29.06.2005 №1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан».
В целях реализации указанных полномочий органы местного самоуправления Вологодской области ведут учет этой категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по отдельным спискам.
Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из материалов дела усматривается, что Подосенова В.И. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом №... группы, зарегистрирована и проживает в жилом доме общей площадью 92,9 кв.м, жилой площадью 26,1 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>
Постановлением Администрации Верховского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области от 26.08.2010 №... Подосеновой В.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что размер площади занимаемого ею жилого помещения превышает учетную норму, установленную по Верховскому сельскому поселению и составляющую 11 кв.м общей площади на одного человека.
Подосенова В.И. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание, заключение инспектора Отделения Государственного пожарного надзора по Верховажскому району от 03.09.2010 по обследованию жилого дома №... в деревне <адрес> по состоянию пожарной безопасности, согласно которому указанный дом является непригодным и опасным для проживания в нем.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 8 указанного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В п. 42 Положения указано, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
С указанным заявлением Подосенова В.И. в администрацию Верховажского района Вологодской области не обращалась. При данных обстоятельствах выводы суда о непригодности занимаемого Подосеновой В.И. жилого помещения для проживания, о незаконности оспариваемого постановления не могут быть признаны правомерными.
В соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. Учитывая, что оспариваемое постановление соответствует требованиям действующего жилищного законодательства, что обстоятельства по делу установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховажского районного суда от 06 сентября 2010 года отменить, принять по делу новое решение.
Подосеновой В.И. в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Главы Верховского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области от 26.08.2010 №... отказать.
Председательствующий: В.А. Жаворонкова
Судьи: И.П. Теплов
Г.Н. Игошева