Кассационное определение № 33-5020 от 19 ноября 2010 года



Судья Леонова И.М.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 ноября 2010 года № 33-5020

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Жаворонковой В.А.,

судей Теплова И.П., Игошевой Г.Н.

при секретаре Жуковой С.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации города Вологды на решение Вологодского городского суда от 08 сентября 2010 года, которым на Администрацию города Вологды возложена обязанность по осуществлению строительства нового полигона твердых бытовых отходов, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям законодательства в срок до 01.01.2012 включительно и после осуществления строительства полигона твердых бытовых отходов прекратить использование полигона твердых бытовых отходов в районе <адрес>.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения представителя Администрации г. Вологды по доверенности Замшевой И.Е., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор г.Вологды в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Вологды об обязании строительства полигона твердых отходов, в обоснование которого указал, что в северо-восточной части <адрес> в районе <адрес> на заболоченной местности размещен полигон твердых бытовых отходов. Участок, выбранный для строительства полигона, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам. Проектная документация к строительству полигона не сохранилась, в связи с чем не определена максимальная нагрузка накопления отходов на единицу площади полигона. Эксплуатация полигона твердых бытовых отходов приводит к загрязнению окружающей среды и создает угрозу безопасности жизни и здоровью человека.

Просил суд обязать Администрацию г.Вологды прекратить использование полигона твердых бытовых отходов в районе <адрес>; осуществить строительство нового полигона твердых бытовых отходов, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора г.Вологды Кузьмин С.К. исковые требования уточнил, просил установить срок строительства нового полигона до 01.03.2011, суду пояснил, что данный полигон не должен эксплуатироваться, поскольку находится в черте города.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Вологды по доверенности Замшева И.Е. с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что истцом не представлено доказательств невозможности использования полигона, заявленный срок строительства является нереальным. Работы на полигоне проводятся на основании лицензии и в соответствии с техническим регламентом, полигон может эксплуатироваться и в дальнейшем. Владельцем земли, на котором находится полигон, является Администрация г.Вологды, ЗАО «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА» ведет эксплуатацию полигона, не оспаривала, что имеется необходимость в строительстве нового полигона, но Администрация г.Вологды не имеет для этого финансовой возможности.

В судебном заседании представитель третьего лица ЗАО «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА» Попов И.М. пояснил, что организация обслуживает полигон на 10 га земли. В настоящее время запланировано строительство нового полигона в современных условиях, который будет находиться в ... км от города, эксплуатация будет рассчитана на 50 лет. Проект нового полигона находится г.Москве, наряду с полигоном спроектирована мусорно-сортировочная перегрузочная станция, проводятся встречи с представителями зарубежных стран по видам переработок. Стоимость нового полигона с твердым покрытием составляет ... рублей. Проект полигона получат только в январе 2011 года. Полагал, что использование полигона на <адрес> возможно, его закрытие может привести к экологической катастрофе.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области по доверенности Шадрина С.Ю. иск поддержала.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Администрация г. Вологда просит решение суда изменить в части установления срока строительства полигона, увеличив этот срок до 01.01.2016.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что 17.07.2008 на основании договора о предоставлении в аренду земельного участка в черте города №... Администрация г.Вологды предоставила ЗАО «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА» земельный участок площадью ... кв.м. по <адрес> для эксплуатации и обслуживания территории городской свалки. Фактически данный полигон эксплуатируется более 45 лет. Проектная документация по строительству полигона не сохранилась, в связи с этим не определена максимальная нагрузка отходов на единицу площади полигона. Выбранный участок для устройства полигона не имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 02.11.1996, полигоном является комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующей распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Размещение полигона должно осуществляться за пределами городов и других населенных пунктов. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона составляет 500 м.

Согласно ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, к вопросам местного значения городского округа относятся - мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа.

Удовлетворяя требования прокурора г. Вологды в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, обоснованно принял во внимание тот факт, что эксплуатация полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: <адрес>, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории г. Вологды, создает опасность причинения вреда окружающей среде, и правомерно установил срок строительства нового полигона твердых бытовых отходов до 01.01.2012.

Доводы кассационной жалобы о необходимости изменения срока выполнения работ по строительству нового полигона до 01.01.2016 были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении которого по настоящему делу им дана надлежащая правовая оценка. С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 08 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Вологды – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200