Судья Дмитриев С.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2010 года № 33-4979
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Король И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Билевой Л.И.,
при секретаре Михайловой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг Вологодской области на решение Великоустюгского районного суда от 15 октября 2010 года, которым признан отказ ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великий Устюг (решение об отказе в назначении пенсии от 2 июня 2010 года №...) в досрочном назначении Вологдиной М.А. трудовой пенсии по старости недействительным и не порождающий правовых последствий со дня его принятия.
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великий Устюг обязано зачесть в стаж работы Вологдиной М.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы:
с 1 августа 1992 года по 31 марта 1995 года в качестве палатной санитарки,
с 6 октября 1997 года по 20 апреля 2010 года в качестве палатной медсестры в МУЗ «Великоустюгский противотуберкулезный санаторий для детей дошкольного возраста» и досрочно назначить Вологдиной М.А. трудовую пенсию по старости с 26 апреля 2010 года в соответствии с подп.2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Горбачевой С.А., действующей по доверенности ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг Вологодской области, судебная коллегия
установила:
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великий Устюг №... от 2 июня 2010 года Вологдиной М.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В ее специальный стаж пенсионным органом не включены периоды работы санитаркой палатной в детском дошкольном противотуберкулезном санатории Великоустюгской центральной районной больницы с 1 августа 1992 года по 31 марта 1995 года и медсестрой с 6 октября 1997 года по 27 мая 2008 года, а также в МУЗ «Великоустюгский противотуберкулезный санаторий для детей дошкольного возраста» с 1 июня 2008 года по настоящее время.
Отказ мотивирован тем, что в соответствии с разделом 24 «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в специальный стаж лиц, обратившихся за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, включается работа в должностях младшего и среднего медицинского персонала, непосредственно занятого обслуживанием больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, а представленными документами не подтверждается обслуживание Вологдиной М.А. детей, больных туберкулезом.
Не согласившись с правомерностью вышеназванного решения, Вологдина М.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великий Устюг о назначении трудовой пенсии.
В обоснование своих требований истица указала, что согласно Уставу Великоустюгского противотуберкулезного санатория видами его деятельности являются: диагностическая, лечебная, осуществление специального лечения в зависимости от характера и тяжести заболевания, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий. Весь период работы она занималась непосредственным обслуживанием больных: проводила массаж, инъекции, процедуры, манипуляции, раздачу пищи и кормление больных, их переноску, санитарную обработку, мытье. В перечень должностей медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных, входят палатная медицинская сестра, палатная санитарка.
Истица Вологдина М.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Вологдиной М.А. по доверенности Езовских Л.В. уточнил заявленные требования, просил зачесть в стаж Вологдиной М.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 1 августа 1992 года по 31 марта 1995 года в качестве палатной санитарки, с 6 октября 1997 года по 20 апреля 2010 года в качестве палатной медсестры в МУЗ «Великоустюгский противотуберкулезный санаторий для детей дошкольного возраста» и досрочно назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» с момента достижения Вологдиной М.А. 50-летнего возраста, т.е. с <ДАТА>.
Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. В.Устюг Маркова Е.Б. иск не признала, полагая оспариваемое истицей решение постановленным правильно.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг просит решение суда отменить, указывая на недоказанность фактов, которые суд посчитал установленными.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами и нормами пенсионного законодательства.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Списки соответствующих работ производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством РФ (п.2 ст.27 Закона № 173 – ФЗ).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Согласно позиции 22600000-1754б раздела XXIV Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 (ред. от 02.10.1991), правом на льготную пенсию пользуется младший и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях и кабинетах.
Из указания Минсоцзащиты РФ от 26 апреля 1993 года № 1-31-У следует, что «непосредственное обслуживание больных» - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно - охранительного режима требующего непосредственного контакта персонала и пациентов.
Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что в спорные периоды работы должности, в которых работала Вологдина М.А., были действительно отнесены к категории среднего и младшего медицинского персонала детского противотуберкулезного санатория. Должностные обязанности истицы, как в должности палатной санитарки, так и в должности палатной медицинской сестры были связаны с контактом с пациентами, в течение полного рабочего дня она занималась их непосредственным обслуживанием.
Согласно Положению о детском противотуберкулезном санатории задачами санатория является обеспечение квалифицированной лечебно – оздоровительной помощи детям в возрасте от 2- х до 7 – ми лет с ранними проявлениями туберкулезной инфекции (тубинтоксикации), малыми затихающими формами процесса, детей из очагов инфекции, из группы риска.
Из имеющейся в материалах дела справки главного врача санатория №104 от 11 июня 2010 года (л.д.36) следует, что в нем пролечиваются дети с диагнозами: вираж туберкулиновой пробы, гиперпроба, дети из контактов с больными туберкулезной инфекцией, то есть лечение в санатории получали дети соответственно его профилю. Справкой №87 от 20 апреля 2010 года (л.д.15) работодатель подтвердил факт работы Вологдиной М.А. в течение полного рабочего дня в особых условиях труда в связи с опасностью инфицирования микробактериями туберкулеза. При этом наличия больных туберкулезом в активной форме (виде) в качестве условия для льготного пенсионного обеспечения младшего и среднего медицинского персонала в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях и кабинетах пенсионное законодательство не содержит.
Судом первой инстанции при разрешении спора правильно применен материальный закон и определены юридически значимые для дела обстоятельства, решение вынесено без нарушений норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным.
При указанных обстоятельствах оснований для вмешательства в состоявшееся судебное постановление по доводам подателя жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Великоустюгского районного суда от 15 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг – без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н. Король
Судьи: В.Н. Белякова
Л.И. Билева