кассационное определение №33-4964 от 24 ноября 2010 года



Судья: Белозерова Л.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 ноября 2010 года № 33-4964

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Король И.Н.,

судей Беляковой В.Н., Билевой Л.И.,

при секретаре Михайловой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления социальной защиты населения Сокольского муниципального района Вологодской области на решение Сокольского районного суда от 12 октября 2010 года, которым с Управления социальной защиты населения Сокольского муниципального района в пользу Качановой Н.К. взыскана денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с 01 февраля 2009 года по 30 сентября 2010 года в сумме ... присужденная сумма подлежит взысканию за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Управление социальной защиты населения Сокольского муниципального района обязано производить Качановой Н.К. выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01 октября 2010 года в сумме ... с последующей индексацией.

С Управления социальной защиты населения Сокольского муниципального района в пользу Качановой Н.К. взыскана ежемесячная доплата к денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 февраля 2009 года по 30 сентября 2010 года в сумме ... рублей, присужденная сумма подлежит взысканию за счет средств, выделяемых из областного бюджета.

Управление социальной защиты населения Сокольского муниципального района обязано производить Качановой Н.К. выплату ежемесячной доплаты к денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01 октября 2010 года в размере ... рублей.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Елфачева А.А., действующего по доверенности Управления социальной защиты населения Сокольского муниципального района. Брилевой Е.А., представляющей интересы Департамента труда и социального развития Вологодской области, а также Качановой Н.К., судебная коллегия

установила:

Качанова Н.К. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Сокольского муниципального района, Департаменту труда и социального развития Вологодской области о назначении компенсации на приобретение продовольственных товаров, выплате задолженности за прошедшее время.

В обоснование своих требований истица указала, что является вдовой инвалида Чернобыльской АЭС Качанова А.А., скончавшегося <ДАТА>. При жизни ее муж получал денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере ... рублей, в настоящее время сумма такой компенсации составляет ... рублей. Полагает, что к ней, как вдове участника ликвидации аварии на ЧАЭС, переходит право на получение указанной компенсации, а также ей положена дополнительная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере ... рублей, выплачиваемая по Закону Вологодской области №491-ОЗ от 10 мая 2000 года.

Просит суд: обязать Управление социальной защиты населения Сокольского муниципального района назначить ей и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере ... рублей, начиная с 01 июня 2010 года с последующей ежемесячной индексацией в установленном законом порядке, а также дополнительную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере ... рублей ежемесячно по Закону Вологодской области, а также взыскать долг по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 февраля 2009 года по 01 июня 2010 года в размере .... по дополнительной компенсации на приобретение товаров за тот же период в размере ... руб.

В судебном заседании Качанова Н.К. и её представитель Пушменкова Т.А. исковые требования увеличили: просили взыскать с Управления социальной защиты населения Сокольского муниципального района задолженность по компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере ... рублей, по ежемесячной денежной доплате к компенсации на приобретение продовольственных товаров - ... рублей.

Представитель Управления социальной защиты населения Сокольского муниципального района в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором иск не признал.

Департамент труда и социального развития Вологодской области представителя в судебное заседание не направил, суду представил отзыв, в котором также полагал, что оснований для удовлетворения требований истицы не имеется.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Управление социальной защиты населения Сокольского муниципального района просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, пришла к следующему.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данному праву корреспондирует конституционно-правовая обязанность государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.

В результате экстраординарной по своим последствиям аварии на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества. Названные права были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым и обусловил возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П и от 19 июня 2002 года № 11-П).

В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки.

Кроме того, согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.051991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.

Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 960-О-П). В связи с этим приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права. В равной мере недопустимо создание препятствий в реализации членами семьи умершего инвалида-чернобыльца права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.

В соответствии со ст.3 Закона Вологодской области от 10.05.2000 года №491-03 «О дополнительном материальном обеспечении граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф, аварий, ядерных испытаний, а так же членов их семей» ежемесячная доплата к денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 500 рублей установлена неработающим гражданам и их детям в возрасте до 14 лет, имеющим право на эту компенсацию в соответствии с действующим законодательством.

Как видно из материалов дела, Качанова Н.К. является вдовой умершего 13.01.2009 года Качанова А.А., который, будучи инвалидом-чернобыльцем имел право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ №1244-1. В настоящее время истица ежемесячно получает компенсацию в возмещение вреда здоровью как член семьи умершего кормильца.

Согласно экспертному заключению ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области на листе дела 10 причина смерти Качанова А.А. связана с заболеванием, полученным им при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

22 апреля 2010 года истица обратилась в Управление социальной защиты населения Сокольского муниципального района с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Отказ ответчика в назначении требуемой выплаты явился основанием для подачи истицей настоящего иска в суд.

Суд, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, пришел к правильному выводу о том, что денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров входит в перечень компенсаций и льгот, предоставляемых членам семей умерших инвалидов-чернобыльцев, смерть которых связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, следовательно, Качанова Н.К. имеет право на данную компенсацию, установленную федеральным законом, и право на доплату к указанной ежемесячной компенсации, установленную Законом Вологодской области №491-ОЗ от 10.05.2000.

Вывод суда в этой части решения соответствует выше приведенным положениям норм материального права.

Однако, принимая решение, суд посчитал возможным произвести взыскание требуемой истицей компенсации с Управления социальной защиты населения Сокольского муниципального района Вологодской области, несмотря на то, что в силу пункта 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 №907, это юридическое лицо лишь составляет списки граждан, имеющих право на получение компенсации, и не является органом, уполномоченным производить выплату средств федерального бюджета, предназначенных на эти цели.

В соответствии с пунктом 5 вышеназванных Правил территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков такие средства в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.

Кроме того, согласно пункту 6 указанных Правил, выплата компенсации производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, что также не было учтено при вынесении решения судом.

Что касается размера ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, то он установлен вышеназванным постановлением Правительства РФ №907 в виде фиксированной суммы ... рублей.

По постановлению Правительства РФ от 16.12.2009 №1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров с 01.01.2010 составляет ... за полный месяц, что также указывает на незаконность судебного акта в части определения судом суммы ежемесячной компенсации, причитающейся истице, в размере ....

Финансирование расходов на реализацию Закона Вологодской области от 10.05. 2000 №491-ОЗ производится на основании Постановления Губернатора Вологодской области от 16.11.2000 №982 «О реализации закона области от 10.05.2000 №491-ОЗ» за счет средств областного бюджета. Выплата доплаты к денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на основании пункта 1 указанного Постановления Губернатора области осуществляется Департаментом труда и социального развития Вологодской области с первого числа месяца, следующего за тем, в котором подано соответствующее заявление со всеми необходимыми документами.

При таком положении решение суда первой инстанции подлежит изменению с учетом требований норм материального права о времени назначения денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ее размере и полномочий ответчиков, связанных с такой выплатой.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда от 12 октября 2010 года изменить.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.

Обязать Управление социальной защиты населения Сокольского муниципального района Вологодской области назначить к выплате Качановой Н.К. денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с 01 мая 2010 года в размере ... рублей ежемесячно с последующей индексацией в установленном законом порядке за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждане, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Департамент труда и социального развития Вологодской области назначить Качановой Н.К. ежемесячную доплату к денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01 мая 2010 года в размере ... рублей за счет средств, выделяемых из областного бюджета в соответствии с Законом Вологодской области №491-ОЗ от 10.05.2000 года «О дополнительном материальном обеспечении граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф, аварий, ядерных испытаний, а также членов их семей».

В остальной части кассационную жалобу Управления социальной защиты населения Сокольского муниципального района Вологодской области оставить без удовлетворения.

Председательствующий: И.Н. Король

Судьи: В.Н. Белякова

Л.И. Билева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200