кассационное определение № 33-4980 от 24 ноября 2010 года



Судья Дмитриев С.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 ноября 2010 года № 33-4980

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Король И.Н.,

судей Билевой Л.И., Беляковой В.Н.,

при секретаре Михайловой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великий Устюг на решение Великоустюгского районного суда от 15 октября 2010 года, которым постановлено:

Признать отказ ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Великом Устюге (решение об отказе в назначении пенсии от 25 августа 2010 года №...) в досрочном назначении Чебыкиной Е.С. трудовой пенсии по старости недействительным и не порождающий правовых последствий со дня его принятия.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. В. Устюге зачесть в стаж работы Чебыкиной Е.С., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды:

- с 28 мая 1990 года по 10 июля 1990 года - нахождения в учебном отпуске;

- с 6 октября 1992 года по 31 августа 1993 года - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет и досрочно назначить Чебыкиной Е.С. трудовую пенсию по старости с 22 июля 2010 года в соответствии с подп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., объяснения представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. В.Устюг судебная коллегия

установила:

решением ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг от 25.08.2010 №... Чебыкиной Е.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Считая отказ необоснованным, Чебыкина Е.С. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. В. Устюге, в котором просила решение об отказе в назначении пенсии №... от 25 августа 2010 года признать недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия, обязать зачесть в ее стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения в учебном отпуске с 28 мая 1990 года по 10 июля 1990 года и обязать досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с 22 июля 2010 года.

В судебном заседании Чебыкина Е.С. дополнила исковые требования: просила обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. В. Устюге зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года по 31 августа 1993 года, в остальной части иск поддержала. Пояснила, что с 1986 по 1990 год она училась в Череповецком государственном педагогическом институте им. А.В. Луначарского. За время нахождения в учебном отпуске за ней сохранялась заработная плата. Считает, что весь отпуск по уходу за ребенком должен быть засчитан в специальный стаж.

Представитель ГУ - Управления ПФ РФ в г. В.Устюг Маркова Е.Б. иск не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии №... от 25 августа 2010 года.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. В. Устюг ставит вопрос об отмене решения, просит вынести по делу новое судебное постановление, которым в удовлетворении исковых требований Чебыкиной Е.С. отказать.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от возраста.

В соответствии с пунктом 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953, пунктом 3 Приложения № 6 Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

С учетом изложенного решение суда в части включения отпусков является законным и обоснованным.

Правомерным является решение суда и в части зачета в специальный стаж истицы периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года по 31 августа 1993 года, с учетом следующего.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Чебыкиной Е.С. начался 07 июля 1992 г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч, 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 7 октября 1992 г. по 31 августа 1993 г., подлежит включению в стаж работы Чебыкиной Е.С., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Доводы кассационной жалобы не опровергают сделанные судом выводы, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великоустюгского районного суда от 15 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ – Управления Пенсионного фонда в РФ в г. Великий Устюг – без удовлетворения.

Председательствующий: Король И.Н.

Судьи: Билева Л.И.

Белякова В.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200