Судья Лукинский Ю.М.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2010 года № 33- 5084
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Король И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Билевой Л.И.,
при секретаре Михайловой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Румянцевой Т.В. на решение Верховажского районного суда от 18 октября 2010 года, которым решение государственного учреждения – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховажском районе Вологодской области от <ДАТА> №... в отношении Румянцевой Т.В. признано незаконным в части.
На государственное учреждение – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховажском районе Вологодской области возложена обязанность зачесть в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии Румянцевой Т.В. периоды работы учителем по совмещению с 01 сентября 2001 года по 31 августа 2003 года и с 10 ноября 2005 года по 18 августа 2010 года, а также дни в 2003 году: 11, 26 сентября; 01, 17, 27, 9, 30, 31 октября; 19, 20, 26 ноября; 01, 03, 05, 06, 08 декабря, в 2004 году дни: 13, 14, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 26 – 30 января; 02, 04, 05, 06, 09 февраля; 05, 06, 08, 14, 16, 20, 27 апреля; 24 мая; 27, 28,29 сентября; 29, 30 ноября; 01, 02, 03, 04, 06, 07, 09, 10, 22 декабря, в 2005 году дни: 14, 22, 24 апреля, 03 – 07, 10 – 15, 17 – 20, 22, 24, 2, 27 – 29 октября.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения представителя ГУ – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховажском районе Горбачевой С.А., судебная коллегия
установила:
Решением государственного учреждения – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховажском районе Вологодской области №... от <ДАТА> Румянцевой Т.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы предусмотренного подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173 – ФЗ от 17 декабря 2001 года.
На дату определения права 18 августа 2010 года специальный стаж исчислен в размере 16 лет 16 дней.
Исключены и специального стажа Румянцевой Т.В. периоды работы:
с 01 сентября 2001 года по 29 августа 2002 года в качестве социального педагога по тому основанию, что в соответствии с пунктом 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в указанной должности в общеобразовательной школе не включается в специальный стаж;
с 30 августа 2002 года по 18 августа 2010 в должности педагога – организатора со ссылкой на то, что наименование должности не соответствует Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, Румянцева Т.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Отдел Пенсионного фонда в Верховажском районе, просила суд признать решение от <ДАТА> незаконным и включить в трудовой стаж период ее работы с 01 сентября 2001 года по 18 августа 2010 года.
В обоснование требований указала, что время работы в качестве социального педагога и педагога – организатора она совмещала с работой в качестве учителя, что подтверждено справкой об учебной нагрузке от <ДАТА> №.... Причиной исключения спорных периодов из льготного стажа стало отсутствие приказа о совместительстве.
В судебном заседании Румянцева Т.В. исковые требования просила удовлетворить. Суду пояснила, что с 01 сентября 2001 года по 31 августа 2003 года кроме основной работы по совместительству вела уроки в классах и имела нагрузку в 2001 - 2002 учебном году - 8 часов в неделю, в. 2002 - 2003 учебном году 6 часов в неделю. С 10 ноября 2005 года вела по совместительству факультатив в 5 классе. Далее в каждый учебный год кроме основной работы у неё была по совместительству педагогическая работа. В период с 01 сентября 2003 года по 09 ноября 2005 года она иногда замещала учителей, вела в школе разовые уроки. Приказов по школе на замещение конкретного учителя на время его болезни либо командировки не издавалось. Издавался лишь приказ на оплату проведенных часов.
Представитель государственного учреждения – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховажском районе Вологодской области Кирилловская И.Н. исковые требования не признала, пояснив, что требования заявительницы не основаны на законе. Кроме того пояснила, что истице не могут быть засчитаны в специальный стаж периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с 08 апреля 2002 года по 20 апреля 2002 года, с 06 ноября 2007 года по 17 ноября 2007 года.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Румянцева Т.В. просит об отмене решения суда и включении в специальный стаж периода ее работы в должности педагога – организатора по работе с детьми МОУ «...» с 1 сентября 2003 года по 09 ноября 2005 года полностью. Указывает, что работая в этой должности, она имела педагогическую нагрузку учителя без занятия штатной должности. За 2003 -04 учебный год ею проведено 100 часов, за 2004 – 05 г.г. – 73 часа, за период с 01 сентября по 09 ноября 2005 года – 29 часов. Все годы она работала классным руководителем, проводя с детьми 1 классный час в неделю. Работая в должности педагога – организатора, она выполняла функции, идентичные должностным обязанностям организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
ГУ – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховажском районе в возражениях на кассационную жалобу просит об оставлении решения суда без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на неё, полагает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 вышеуказанного Федерального закона и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Отказывая в удовлетворении исковых требований Румянцевой Т.В. о включении в специальный стаж периода её работы педагогом-организатором, суд первой инстанции исходил из того, что указанным Списком должность, которую занимала истица в период с 30 августа 2002 года по 18 августа 2010 года, не поименована. Однако с учетом того, что с 01 сентября 2001 года по 31 августа 2003 года и с 10 ноября 2005 года по 18 августа 2010 года Румянцева Т.В. имела учебную нагрузку как учитель школы, расположенной в сельской местности, руководствуясь пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, суд первой инстанции включил в ее специальный педагогический стаж периоды работы с 01 сентября 2001 года по 31 августа 2003 года и с 10 ноября 2005 года по 18 августа 2010 года.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции не учтены положения пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии», которым разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.п. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Действительно, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в разделе 1 поименована должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».
Однако Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года № 367, должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» не предусматривает, в нем имеется только должность «педагог-организатор».
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н, в перечне должностей педагогических работников в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» подразделе III «Должности педагогических работников» так же предусматривает только должность «педагог - организатор». Исходя из квалификационных характеристик этой должности следует, что «педагог организатор» в своей работе содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся, расширению социальной сферы в их воспитании. Проводит учебные занятия, воспитательные и иные мероприятия. Организует работу детских клубов, кружков, секций, индивидуальную и совместную деятельность обучающихся. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии; поддерживает социально значимые инициативы обучающихся в сфере их свободного времени, досуга и развлечений. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе и исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, содействует обеспечению связи обучения с практикой.
Должностные обязанности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми были регламентированы Приказом Министерства просвещения СССР от 20 февраля 1978 года № 24 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения» и включали в себя планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы, оказание методической помощи в организации внеклассной и внешкольной работы, организацию вовлечения учащихся в различные кружки секции и.т.д. Указанный приказ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием приказа Минобразования Российской Федерации № 463 и Госкомвуза Российской Федерации № 1268 от 31 августа 1995 года «Об утверждении Тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждения образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей» и после 1995 года в учреждениях образования предусматривалась только должность «педагог-организатор».
Из анализа вышеуказанных документов и должностной инструкции педагога- организатора муниципального общеобразовательного учреждения «...», утвержденной <ДАТА> (л.д.97), усматривается, что, несмотря на различные наименования, работник, работающий в должности «педагога – организатора» осуществляет функции и реализует задачи, обозначавшиеся в качестве квалификационных характеристик организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
Таким образом, работа Румянцевой Т.В. в должности педагога – организатора с 01 сентября 2003 года по 09 ноября 2005 года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку наименование должности не определяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности.
Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Верховажского районного суда от 18 октября 2010 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Румянцевой Татьяны Витальевны о включении в специальный стаж периода работы педагогом – организатором.
Принять в этой части новое решение.
Обязать государственное учреждение – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховажском районе Вологодской области включить Румянцевой Т.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период ее работы с 30 августа 2002 года по 09 ноября 2005 года педагогом организатором муниципального образовательного учреждения «...».
В остальной части решения Верховажского районного суда от 18 октября 2010 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: