Судья Парфенюк О.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 декабря 2010 года № 33-5370
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Слепухина Л.М., Чистяковой Н.М.,
при секретаре Петраковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Барашкова А.Б. по доверенности Оличева В.М. на решение Вологодского городского суда от 27 октября 2010 года, которым Барашкову А.Б. отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения и требований о взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения представителя Барашкова А.Б. по доверенности Оличева В.М., поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
Барашков А.Б. обратился в суд с иском к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что в связи со смертью родителей, являясь сиротой, на основании постановления Главы Администрации г.Сокол и Сокольского района № 616 от 07 июня 1996 года находился на попечении своей бабушки Прохоровой В.Н. Данным постановлением за ним было закреплено право пользования жилой площадью ... кв.м. двухкомнатной квартиры №... дома №... по улице ... и был выдан ордер на это жилое помещение № 27000 от 12 марта 1997 года. В настоящее время в этой квартире зарегистрирован он и его сын, Кирилл, <ДАТА> года рождения, что подтверждается справкой МУП «СОКОЛЖИЛКОМ» от 20 июля 2010 года. Другого жилья истец не имеет, его жена Михеранова С.М., с которой состоит в браке с 13.12.2008, зарегистрирована по месту жительства своей матери, жилья в собственности также не имеет.
Уведомлением №15 2388 от 10 декабря 1999 года истцу сообщили, что на основании Постановления Главы администрации Сокольского муниципального района от 14 декабря 1999 года № 1613 он включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий за №165, то есть в список семей, проживающих в ветхих, не подлежащих ремонту домах, в связи с признанием жилого дома №... по улице ... непригодным для проживания. По состоянию на 01 января 2010 года он находится на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий за № 94.
Истец просил суд обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить ему, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма общей площадью ... кв.м., не менее имеющегося ранее согласно ордеру и взыскать с Департамента расходы по оказанию юридических услуг в размере ... руб., расходы по оплате госпошлины в размере ... рублей.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Оличев В.М. исковые требования поддержали, просили удовлетворить. Пояснили, что истец полагал, что состоит в очереди на предоставление жилья как сирота.
Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указала о том, что истцом не представлено суду документов, подтверждающих, что он состоит на учете или когда-либо состоял на учете в качестве нуждающегося, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время истец не может быть поставлен на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшееся без попечения родителей, так как его возраст превышает установленный (до 23 лет) и составляет 29 лет. Следовательно, правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. Требование истца о предоставлении жилого помещения с учетом размера жилой площади, закрепленной за ним, является безосновательным, так как закрепленный за истцом жилой дом является ветхим и не подлежащим ремонту. Кроме того, действующим законодательством предусмотрена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, которая составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на человека. Сумма расходов на оплату услуг представителя является завышенной, документов по оплате услуг представителя не представлено. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица - Администрации Сокольского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Решение по делу оставляет на усмотрение суда, представил письменные возражения.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представителем Барашкова А.Б. по доверенности Оличевым В.М. поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неприменения закона, подлежащего применению.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенным в решении обстоятельствам, и неправильным применением норм материального права.
Разрешая спор, суд установил, что Барашков А.Б. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец истца Барашков Б.В. умер 29 февраля 1996 года, мать истца Барашкова И.А умерла 14 мая 1996 года. Постановлением Главы Администрации г.Сокола и Сокольского района от 07 июня 1996 года № 616 над несовершеннолетним Барашковым А.Б. была установлена опека. Указанным постановлением за Барашковым А.Б. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. В судебном заседании установлено, что в настоящее время истец зарегистрирован в данном жилом помещении. Постановлением Главы Администрации г.Сокола и Сокольского района от 14 декабря 1999 года Барашков А.Б. включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, в список семей, проживающих в ветхих, не подлежащих ремонту домах, поскольку дом, в котором истец проживает, межведомственной комиссией признан не пригодным для проживания Из представленных суду документов усматривается, что иного жилого помещения истец не имеет.
Пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения относится социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечислены вопросы местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, не отнесены к ведению органов местного самоуправления.
В соответствии с Положением об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утвержденным Постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года № 723, учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области социального использования, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований области по месту жительства гражданина.
Согласно ч.1 ст. 6 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1471-03 «О регулировании жилищных отношений в Вологодской области» жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет согласно сформированным органами местного самоуправления области спискам, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В ст. 3 этого Закона области установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма.
Решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма принимается уполномоченным государственным органом в порядке, установленном Правительством области (ст. 5 указанного закона). Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан на органы местного самоуправления не возлагались.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 6 указанного закона вне очереди жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: а) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа; б) при прекращении опеки (попечительства); в) по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч.1 ст.22 Закона области от 29 декабря 2003 года № 982-03 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, или имеющие жилое помещение на праве собственности общей площадью менее учетной нормы, имеют право на предоставление органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление жилищным фондом области, жилого помещения по договорам социального найма вне очереди общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством в следующих случаях: по окончании пребывания в образовательном и ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания; по окончании воспитания в приемной семье; при прекращении опеки (попечительства); по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с Постановлением Главы г. Вологды от 15 июля 2005 года № 2032 «Об установлении размера учетной нормы площади жилого помещения и размера нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере не более 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда области регламентирован Постановлением Правительства Вологодской области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области».
Пунктом 2.2. Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом области, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 13 июня 2007 года № 723, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда области социального использования предоставляются гражданам, указанным в статье 3 закона области от 17 июля 2006 года № 1471-03 «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Постановлением Правительства Вологодского области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области» определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда области. В частности п. 1.4.1 предусмотрено, что Департамент развития муниципальных образований области принимает решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области.
Согласно п.п. 3 Положения Департамент развития муниципальных образований области ежегодно направляет сведения о необходимых финансовых средствах на приобретение жилых помещений в Департамент финансов области для формирования проекта закона области об областном бюджете.
В соответствии с Положением о Департаменте развития муниципальных образований Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 23 декабря 2008 года № 2498, обеспечение реализации полномочий органов исполнительной государственной власти области в сфере жилищных отношений, а также осуществление полномочий по управлению и распоряжению жилищным фондом области возложено на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области.
Как следует материалов дела, в том числе ответа Администрации г.Сокола на судебный запрос от 26 октября 2010 года № 02-1755, истец состоит в списках граждан, проживающих в ветхих, не подлежащих ремонту домах с 14 декабря 1999 года. Жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.
В список граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Барашков А.Б. не включен.
Отказ в удовлетворении требований суд первой инстанции мотивировал тем, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому оснований для внеочередного предоставления жилого помещения Барашкову А.Б. в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не имеется.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Из приведенного выше анализа норм Федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Вологодской области, фактических материалов дела следует, что Барашков А.Б. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на получение жилого помещения вне очереди на одного человека по норме предоставления в г.Вологде за счет средств областного бюджета.
Доводы ответчика о том, что поскольку Барашков А.Б. ранее не состоял в очереди на получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в настоящее время ввиду его возраста свыше 23 лет он не может быть поставлен в такую очередь, а следовательно, ему не может быть предоставлено жилое помещение по указанным выше основаниям, нельзя признать обоснованными. Доказательства своего статуса истец суду представил, вины Барашкова А.Б. в том, что он не состоял в указанной льготной очереди, не имеется. Как уже указано выше, истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, в котором он проживает межведомственной комиссией признано не пригодным для проживания, что свидетельствует о наличии правовых оснований для предоставления ему жилого помещения по основаниям п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Обязанность предоставить Барашкову А.Б. жилое помещение в соответствии с приведенными выше нормативными актами должна быть возложена на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия полагает возможным и необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по нему новое решение об удовлетворении иска и возложении обязанности на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Барашкову А.Б., как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.2.ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации за счет средств областного бюджета, вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма на одного человека общей площадью не менее нормы предоставления.
Поскольку истец не представил суду доказательства оплаты расходов на представителя, в удовлетворении данного требования ему следует отказать.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда от 27 октября 2010 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Барашкова А.Б. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области.
Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить за счет средств областного бюджета Барашкову А.Б. на основании пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, как лицу из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма на одного человека общей площадью не менее нормы предоставления.
Взыскать с Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в пользу Барашкова А.Б. в порядке возврата государственной пошлины ... рублей.
В остальной части иска о взыскании расходов на представителя отказать.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: Л.М. Слепухин
Н.М. Чистякова