Судья Варлова Е.С.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 декабря 2010 года № 33-5420
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жаворонковой В.А.,
судей Теплова И.П., Чернышовой Н.Э.
при секретаре Жуковой С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации г. Сокол по доверенности Гусевой Е.А. на решение Сокольского районного суда от 09 ноября 2010 года, которым на администрацию города Сокол возложена обязанность признать Никитина В.А. нуждающимся в жилом помещении и поставить его на очередь для получения жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения представителя Администрации г. Сокол по доверенности Гусевой Е.А., Никитина В.А. и его представителя Смирновой Л.Н., судебная коллегия
установила:
Никитин В.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Сокол о признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на очередь для получения жилья за счет средств федерального бюджета, в обоснование которого указал, что приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 10.12.1994 №... он был досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, календарная выслуга на момент увольнения составила 16 лет 4 месяца, жилой площадью обеспечен не был.
По прибытию на избранное постоянное место жительства в г.Сокол для получения паспорта и устройства на работу зарегистрировался в квартире родителей общей площадью 50,7 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, которая была им приватизирована 07.02.2003, решением суда от 23 марта 2010 года указанный договор приватизации был расторгнут, договор социального найма с ним не заключен.
Администрация г. Сокол 17.06.2010 отказала ему в постановке на учет по ч.4 ст.52 ЖК Российской Федерации в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, его заявление от 16.07.2010 о признании жилого дома непригодным для проживания оставлено ответчиком без удовлетворения.
Просил признать его нуждающимся в жилом помещении и поставить на очередь для получения жилья за счёт средств федерального бюджета на льготных основаниях по избранному постоянному месту жительства.
В судебном заседании Никитин В.А. и его представитель адвокат Мищенко Т.Д., Смирнова Л.Н. требования уточнили, просил признать его нуждающимся в жилом помещении и поставить его на очередь для получения жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета.
Представитель ответчика - Администрации г. Сокол по доверенности Гусева Е.А. иск не признала, суду пояснила, что истцом не представлено документов, подтверждающих, что в период с 1995 по 1997 года им не использовано право на получение жилья, что по другим местам нахождения не обращался о постановке на учет нуждающихся в жилье. Жилье, где проживает Никитин В.А. не признано непригодным для проживания, оснований для постановки истца на учет не имеется.
Представитель Департамента развития муниципальных образований Вологодской области, привлеченного судом в качестве третьего лица на стороне ответчика, в суд не явился.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации г. Сокол Гусева Е.А. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на отсутствие в оспариваемом решении суда указания на конкретное основание для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В возражениях, представленных на кассационную жалобу, Никитин В.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления, находит необходимым отменить решение суда ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.
Из материалов дела усматривается, что приказом Министра Обороны Российской Федерации по личному составу №... от 10.12.1994 Никитин В.А. капитан ... ранга был досрочно уволен с военной службы в запас по ст. 49 ч.2 п. «а» (в связи с организационно-штатными мероприятиями) Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», выслуга лет составляет в календарном исчислении 16 лет 4 месяца, направлен на учет в Василеостровский РВК <адрес>. Во время прохождения службы в военной части №... с июня 1983 года жильем обеспечен не был; в период службы в Военном институте физической культуры с 20.01.1994 по 20.12.1994 государственным жилищным сертификатом, безвозмездной финансовой помощью не обеспечивался. Удостоверение на право пользования льготами, предусмотренные Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих», выдано Никитину В.А. по последнему месту службы 28.10.2010. На учет в Сокольском объединенном городском военном комиссариате Вологодской области он встал 08.02.1995.
Никитин В.А. зарегистрировался в квартире родителей общей площадью 50,7 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, которая была им приватизирована 07.02.2003, решением Сокольского районного суда от 23 марта 2010 года, вступившим в законную силу, указанный договор приватизации был на основании заявленного им иска расторгнут.
Администрация г. Сокол 17.06.2010 отказала ему в постановке на учет по ч.4 ст.52 ЖК Российской Федерации в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, его заявление от 16.07.2010 о признании жилого дома непригодным для проживания оставлено ответчиком без удовлетворения.
Никитин В.А. обратился 15.09.2010 в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В соответствии с пунктами 1, 2, 14 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Граждане, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вправе получить от федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе государственный жилищный сертификат.
Из анализа указанных правовых норм следует, что право состоять на соответствующем учете (в том числе на получение жилищного сертификата) имеют граждане, уволенные с военной службы по одному из вышеуказанных оснований, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 и более лет, вставшие на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Никитин В.А. был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеет общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 10 лет, но на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствии с требованиями жилищного законодательства органом местного самоуправления в избранном им постоянном месте жительства поставлен не был.
Ссылка в решении суда на подпункт «а» пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054, согласно которым нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, среди прочих граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, уволенные с военной службы в запас или отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, является несостоятельной, поскольку она не учитывает положения других пунктов указанных Правил.
В соответствии с пунктами 7, 10 этих Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади, наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; если жилищные условия граждан, уволенных с военной службы, ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья. Данные положения Правил соответствуют нормам статей 51, 53 ЖК Российской Федерации.
Никитин В.А. имеет право пользования жилым помещением по вышеуказанному адресу, которое после расторжения в судебном порядке договора приватизации вновь является муниципальным, обеспеченность на одного члена семьи (зарегистрирована по данному адресу его мать Н.З.) выше установленной по г.Сокол – 9,5 кв.м на одного члена семьи. Указанное жилое помещение на момент разрешения настоящего спора не признано непригодным для проживания в установленном законом порядке. Расторжение договора приватизации жилья является самостоятельным основанием для отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства по настоящему делу истцом не оспаривались. С учетом изложенного вывод суда о том, что Никитин В.А. является нуждающимся в жилом помещении, поскольку им предъявлены все необходимые документы, не может быть признан правомерным.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании доказательств, имеющихся в материалах дела, судебная коллегия находит необходимым отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым Никитину В.А. в удовлетворении заявленных исковых требований к Администрации г.Сокол отказать.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сокольского районного суда от 09 ноября 2010 года отменить, принять по делу новое решение.
Никитину В.А. в удовлетворении заявленных исковых требований к Администрации г.Сокол отказать.
Председательствующий: В.А. Жаворонкова
Судьи: И.П. Теплов
Н.Э. Чернышова