Судья Берсенева Т.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2010 года № 33-5431
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Маклаковой Н.С., Мальцевой Е.Г.,
при секретаре Петуховой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Кичменгско - Городецкого района на решение Кичменгско - Городецкого районного суда от 08 ноября 2010 года, которым, признано незаконным бездействие администрации Кичменгско - Городецкого муниципального района, администрации сельского поселения Городецкое, муниципального унитарного предприятия «Кичменгско - Городецкое имущество», выразившееся в непринятии мер по сохранению почв и их плодородию, защите земельного участка от захламления отходами производства и потребления, расположенного на расстоянии примерно <адрес>
На администрацию Кичменгско - Городецкого района Вологодской области, муниципальное унитарное предприятие «Кичменгско - Городецкое имущество» возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку расположенную <адрес>, путём утилизации отходов с рекультивацией земельного участка в срок до 01 сентября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Аганесовой О.Б., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
установила:
Прокурор Кичменгско - Городецкого района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кичменгско - Городецкого муниципального района Вологодской области, муниципальному унитарному предприятию «Кичменгско - Городецкое муниципальное имущество», администрации сельского поселения Городецкое о понуждении произвести определенные действия.
В обоснование иска указал, что по заявлению территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Великоустюгском, Кичменгско - Городецком и Никольском районах проведена проверка исполнения природоохранного и санитарного законодательства об отсутствии разрешительной документации на несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.
В результате проверки установлено, что в <адрес> функционирует несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
Земельный участок под свалку предоставлен постановлением администрации Кичменгско - Городецкого района администрации Городецкого сельского поселения на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Несанкционированная свалка не соответствует требованиям действующего законодательства, разрешительная документация на безопасную экологическую деятельность свалки, отсутствует. Эксплуатирующая организация за свалкой не закреплена. Утилизацию отходов на свалке осуществляет МУП «Кичменгско - Городецкое муниципальное имущество», которое не имеет лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению опасных отходов, эксплуатирует свалку без проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не соблюдая экологические, санитарные и иные требования в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. На несанкционированную свалку не имеется предусмотренной действующим законодательством документации. Администрация района самоустранилась от контроля за надлежащим использованием земельного участка, предоставленного под свалку.
Просил возложить на ответчиков обязанность ликвидировать несанкционированную свалку путем утилизации отходов с рекультивацией земельного участка в срок до 01 сентября 2011 года.
В судебном заседании заместитель прокурора Екимовская Н.А. требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика администрации Кичменгско - Городецкого муниципального района Вологодской области Дьяков С.В. в судебном заседании требования не признал. Пояснил, что свалка действует с 1930 года, поэтому на неё не могут распространяться нормы природоохранного и санитарного законодательства, принятого позднее. Согласно Постановлению Правительства Вологодской области от 31 июля 2006 года №... «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения» указывается свалка (старая), землепользователь МП ЖКХ, указана площадь и кадастровая стоимость. Земельный участок, на котором находится свалка, передан администрации сельского поселения Городецкое постановлением администрации от 02 марта 2006 года №..., которое законно и обоснованно. Анализы почвы, воздуха были взяты непосредственно на территории свалки, а не в населенном пункте, поэтому считает их ненадлежащим доказательством.
Представитель ответчика администрации Кичменгско - Городецкого муниципального района Вологодской области Григорьев П.Д. в судебном заседании требования не признал. Пояснил, рекультивация на свалке периодически проводится. Самовозгорания на ней были летом 2010 года 3 раза из-за действий неустановленных лиц, занимающихся сбором металлолома. Поскольку свалка старая, то технологический процесс в соответствии с действующим законодательством выполнить невозможно.
Представитель ответчика администрации Городецкого сельского поселения Петряшов Г.Н. в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что собственником земельного участка, расположенного под свалкой, является администрация района. Сведений о получении постановления администрации района от 02 марта 2006 года №... о передаче земельного участка поселению не имеется, заявления о его передаче поселение в администрацию района не направляло, документов на свалку не передавалось, кадастровый номер земельного участка не указан. Полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора поселением выполняются, организация утилизации относится к полномочиям района.
Представитель ответчика муниципального унитарного предприятия «Кичменгско - Городецкое муниципальное имущество» Цыпилева М.П. в судебном заседании требования признала частично. Пояснила, что предприятие принимает твердо - бытовые отходы от жилых домов и жидкие нечистоты и размещает на данной свалке с 2007 года по устному распоряжению администрации района. Документально объект не передавался. Лицензия на данный вид деятельности отсутствует. Рекультивация на свалке проводится 3 раза в год. Разрешительных документов на деятельность свалки не имеется. Поскольку свалка старая, то требования действующего законодательства, принятого позднее образования свалки, не могут распространяться на указанную свалку. Очаги возгорания возникают по вине сборщиков металлолома. Производственный контроль за качеством подземных вод, качеством атмосферного воздуха, почвы в зоне влияния свалки не проводится в течение 1 года.
Представитель комитета по управлению имуществом администрации Кичменгско - Городецкого района Чистякова В.В. пояснила, что как объекта свалки, расположенной <адрес>, не существует. Земельный участок находится в государственной неразграниченной собственности, на кадастровом учете не состоит, межевание не проведено, постановлением администрации района от 02.03.2006 г. №... передано сельскому поселению Городецкое. Заявления от поселения на предоставление земельного участка не поступало, однако возражений по названному постановлению поселение также не предъявляло. Год ввода свалки указан по свидетельским показаниям.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Администрация Кичменгско - Городецкого муниципального района Вологодской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на доводы, приведенные в возражение на исковые требования, считает, Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку спорный участок передан в пользовании Администрации сельского поселения Городецкое.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 02.11.1996, полигоном является комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующей распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Размещение полигона должно осуществляться за пределами городов и других населенных пунктов. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона составляет 500 м.
Согласно ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, к вопросам местного значения городского округа относятся - мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что примерно <адрес>, на земельном участке площадью ... га расположена несанкционированная свалка для размещения твердых бытовых отходов и мусора.
Данный участок на кадастровом учете не состоит, в реестре муниципальной собственности Кичменгско-Городецкого района не значится, однако постановлением Главы Кичменгско - Городецкого муниципального района Вологодской области №... от 02.03.2006 указанный земельный участок предоставлен администрации Городецкого сельского поселения в постоянное ( бессрочное) пользование, что свидетельствует о распоряжении администрацией района названным земельным участком.
В соответствии с п. 19 ст.4 Устава сельского поселения Городецкое Кичменгско - Городецкого муниципального района Вологодской области полномочиями по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора наделена администрация Городецкого сельского поселения. Фактически размещение и утилизацию отходов на свалке осуществляет МУП «Кичменгско - Городецкое муниципальное имущество».
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, возложена обязанность соблюдать все утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Удовлетворяя требования прокурора Кичменгско - Городецкого района в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, принимая во внимание, что администрация Кичменгско - Городецкого района разрешением вопроса по организации утилизации и переработке промышленных отходов в установленном законом порядке не занимается, несанкционированная свалка твердых бытовых отходов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории села Кичменгский Городок, создает опасность причинения вреда окружающей среде, правомерно возложил обязанность по ликвидации свалки твердых бытовых отходов и мусора на Администрацию Кичменгско - Городецкого муниципального района и МУП «Кичменгско - Городецкое имущество», что соответствует требованиям норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, приведенным в обоснование возражений на заявленные требования, которые в решении суда получили надлежащую оценку. Оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кичменгско - Городецкого районного суда от 08 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кичменгско -Городецкого муниципального района Вологодской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: