Судья Попова Н.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2010 года № 33-5623
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Билевой Л.И., Беляковой В.Н.,
при секретаре Михайловой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Силинской И.Н. на решение Тарногского районного суда от 19 ноября 2010 года, которым Силинской И.Н. отказано в иске к управлению финансов Тарногского муниципального района, МДОУ «...», Департаменту ... Вологодской области, Департаменту ... материального ущерба в сумме ... и компенсации морального вреда в размере ... рублей, причиненных в связи с бездействием органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., объяснения представителей Силинской И.Н. Силинского С.Н. и Едемской Е.В., судебная коллегия
установила:
Силинская И.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к управлению ... Тарногского муниципального района, МДОУ «...», Департаменту ... Вологодской области, Департаменту ... Вологодской области о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных в связи с бездействием органа местного самоуправления.
В обоснование иска указала, что с 16 августа 1973 года по 13 августа 2002 года она работала сначала в должности воспитателя детского сада, затем в должности заведующей детским садом. 28 сентября 1998 года ей была назначена пенсия за выслугу лет. С 14 августа 2002 года она уволилась из МДОУ «...» и находилась на пенсии за выслугу лет. До увольнения на пенсию ей предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг через администрацию ... сельского совета.
20 апреля 2010 года она обратилась в ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в Тарногском районе за оформлением пенсии по старости и в тот же день в отделе социальной защиты населения узнала, что за весь период после увольнения ей должны были предоставляться льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. В администрации ... сельского поселения объяснили, что по ошибке она была исключена из списка получателей данных льгот, и что администрация поселения не является правопреемником администрации ... сельского совета. После обращения с заявлением о предоставлении льгот, компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг ей выплачена за апрель 2010 года, а с 1 мая 2010 года компенсация выплачивается через отдел ... администрации Тарногского района. Указанные льготы в 2002-2005 г.г. предоставлялись за счет районного бюджета, с 2006 по 2010 г.г. - за счет средств областного бюджета.
Просила взыскать задолженность по компенсации коммунальных услуг с учетом инфляции с казны муниципального образования в лице ... управления Тарногского муниципального района в сумме ...., с казны субъекта Российской Федерации в лице Департамента ... Вологодской области ...., компенсацию морального вреда в сумме ... руб., госпошлину в порядке возврата солидарно в сумме ... рублей. Также просила восстановить срок исковой давности, поскольку о нарушении своего права узнала только 20 апреля 2010 года.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент ... Вологодской области и МДОУ «...».
В судебное заседание истица Силинская И.Н. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, заявлений и ходатайств об отложении дела слушанием в суд не направила.
Представители истицы Силинский С.Н. и Едемская Е.В., действующие на основании доверенности и соглашения, исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, суду пояснили, что ответчиком по настоящему делу является главный распорядитель средств, определить которого они доверяют суду. Пояснили, что Силинская И.Н. лишилась льгот по вине должностных лиц, право на получение льгот у нее имелось и имеется, но льготы ей не предоставлялись. Исковая давность на длящиеся отношения, каковым является право на компенсации в натуральной форме, не распространяется. Заявительный характер получения льгот, определенный Законом Вологодской области от 1 июня 2005 года, а также Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан от 19 сентября 2005 года, не может ухудшать положения Силинской И.Н., и то обстоятельство, что заявление ею не было написано, не является основанием для отказа в удовлетворении ее требований.
Представитель управления ... администрации Тарногского муниципального района Попова Н.А. исковые требования не признала, пояснила, что управление ... района главным распорядителем средств не является в соответствии с Положением о ... управлении Тарногского муниципального района. Полагала, что истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд.
Представитель МДОУ «...» Вячеславова Г.В. иск не признала, пояснила, что лично ею списки льготников не составлялись, с каким-либо заявлением о выплате единовременной денежной выплаты Силинская И.Н. к ней не обращалась. В 2002 года все денежные выплаты и их назначение проводилось бухгалтерией ... сельсовета. 5 июня 2005 года она издала приказ по детскому саду «О выплате ЕДВ» на основании списка, полученного в Управлении .... К ней обращались с заявлениями о назначении ЕДВ как действующие работники детского сада, так и пенсионеры, а также бывшие учителя ... школы. Силинская И.Н. с заявлением не обращалась.
Представитель 3-го лица администрации ... сельского поселения Бакшеева Г.М. в судебном заседании пояснила, что ... детский сад находился на балансе сельского совета, непосредственно подчинялся РОНО, отдел образования занимался подборкой кадров и составлением штатных расписаний. Бухгалтерия сельсовета занималась начислением заработной платы педагогическим работникам. Силинская И.Н. уволилась с работы в августе 2002 года. В ноябре 2003 года Силинская И.Н. обращалась к ней с вопросом - положены ли ей льготы. Она звонила в РОНО экономисту, которая пояснила, что льготы Силинской не положены, так как она находится на пенсии по выслуге лет, а не по старости. Решение по данному вопросу не принималось и никак не оформлялось, письменных распоряжений от работников РОНО о прекращении Силинской И.Н. выплат льгот на оплату жилья и коммунальных услуг не поступало, информация о прекращении предоставления льгот истице была доведена до нее устно.
Представитель 3-го лица Управления ... Тарногского муниципального района Гамилова О.И. по существу иска пояснила, что после увольнения Силинская И.Н. не утратила право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, но с письменным заявлением ни в отдел ..., ни к заведующей детским садом она не обращалась. Списки льготников формировали сами учреждения. Она должна была обратиться с заявлением в учреждение по последнему месту работы. Со стороны Управления ... бездействия проявлено не было. Мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер и предоставляется с месяца обращения с заявлением по последнему месту работы. Истица обратилась в ... Тарногского муниципального района в апреле 2010 года. С 1 мая 2010 года выплаты осуществляются через отдел ....
Представитель Департамента ... Вологодской области своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В возражениях на исковое заявление указали, что не являются надлежащим ответчиком по делу, поскольку договорных отношений с истицей не имеется и кредиторской задолженности за департаментом ... не числится. Полагают, что надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование Тарногский муниципальный район и Департамент .... Указали также, что в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденным постановлением Правительства области от 19 сентября 2005 года № 1019, пенсионеры, указанные в абзацах 7 и 8 п.1 Порядка и имеющие право на меры социальной поддержки для получения обращаются с заявлением в учреждение по последнему месту работы (в котором предоставлялась льгота по оплате жилья и коммунальных услуг; ежемесячная денежная выплата) дополнительно предоставляют документ, удостоверяющий личность (паспорт) и трудовую книжку. Мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (оплата жилья, отопления, освещения) носит заявительный характер и предоставляется только с месяца обращения с заявлением в учреждение по последнему месту работы. Индексация невыплаченных сумм, предусмотренных в качестве меры социальной поддержки, в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов законодательством не предусмотрена. Заявили требование о применении срока исковой давности относительно периода с 2002 года по июль 2007 года, полагая, что истица узнала о нарушении своего права с момента прекращения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Представитель Департамента ... в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены, также просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, в объяснении исковые требования не признали, полагая, что не являются надлежащим ответчиком по данному спору. В соответствии с действующим с 1 мая 2010 года Порядком предоставления денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предоставление ежемесячных денежных компенсаций расходов на оплату жилого помещении, отопления, освещения отдельным категориям граждан (в том числе педагогическим работникам), осуществляется органом местного самоуправления, наделенным отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения. В Тарногском районе данные полномочия выполняет отдел социальной защиты населения.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Силинской И.Н. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права. Считает, что у суда не имелось правовых оснований для применения срока исковой давности, поскольку возникшие правоотношения носят длящийся характер. Кроме того, суд также необоснованно не удовлетворил исковые требования о взыскании денежных средств за период с августа 2007 года по март 2010 года, поскольку вывод суда о нарушении истицей заявительного порядка является несправедливым.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, до 2002 года Силинская И.Н., имела право и получала льготы по оплате жилья и коммунальных услуг через администрацию ... сельского совета. После выхода на пенсию за выслугу лет в 2002 году такие выплаты она получать перестала.
При рассмотрении требований Силинской И.Н. судом с достоверностью установлено и отражено в решении, что о нарушении своего права она узнала в 2003 году, когда ей прекратили выплаты соответствующих денежных сумм. До 2010 года в установленном порядке данные действия истица не оспаривала.
Право истицы на получение льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в суде никем не оспаривалось, предусмотрено действующим законодательством.
Так, в соответствии с п.9 ч.1 ст.1 Закона Вологодской области от 1 июня 2005 года № 1285-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» право на меры социальной поддержки имеют лица, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе педагогические работники областных государственных и муниципальных учреждений образования, а также пенсионеры из числа указанных лиц, проработавшие в учреждениях образования в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, при условии, что на момент выхода на пенсию (после 1 января 2005 года) они имели право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим законом.
В силу ст. 6 указанного Закона, лицам, указанным в пункте 9 части 1 статьи 1 настоящего закона, предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь и часть (долю) в общей площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данной коммунальной квартире, определяемую в соответствии с жилищным законодательством) и 100 процентов платы за отопление и освещение.
При этом ст. 8 Закона, гласит, что если гражданин имеет право на предоставление одной и той же формы социальной поддержки по настоящему закону области и по другому закону области, или по федеральному закону, или по иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому они устанавливаются, ему предоставляются меры социальной поддержки по настоящему закону области, по другому закону области или федеральному закону или по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.1 настоящего закона области.
Данный выбор мог быть сделан только в письменной форме.
Кроме того, ст. 10 Закона установила, что порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим законом, и их финансирования определяется Правительством области.
Во исполнение данного требования Закона, Постановлением Правительства области от 19 сентября 2005 года № 1019 (утратил силу с принятием Постановления Правительства Вологодской области № 402 от 16 апреля 2010 года) в пределах предоставленных полномочий, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Данный Порядок гласит, что для предоставления мер социальной поддержки пенсионеры из числа педагогических работников обращаются с заявлением в учреждение по последнему месту работы (в котором предоставлялась льгота по оплате жилья и коммунальных услуг; ежемесячная денежная выплата) и дополнительно предъявляют документ, удостоверяющий личность (паспорт) и трудовую книжку. Предоставление ежемесячной денежной выплаты производится с месяца обращения (подачи заявления с необходимыми документами).
Учитывая данные требования, суд пришел к правильному выводу, что мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (на оплату жилья, отопления, освещения) носит заявительный характер. Поскольку Силинская И.Н. не оспаривала, что с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки она до 2010 года никуда не обращалась, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Следует признать правомерным и вывод суда о том, что к данным отношениям может быть применен общий трехлетний срок исковой давности. Вывод суда в указанной части подробно мотивирован в решении.
Доводы кассационной жалобы о том, что отношения по получению мер социальной поддержки носят длящийся характер не могут служить основанием для отмены решения, поскольку для получения таких мер поддержки, гражданин все равно должен высказать свое желание получать такие меры.
Лишены оснований и доводы жалобы о том, что о пропуске срока было заявлено только управлением финансов Тарногского района, поскольку о пропуске заявлено в суде Департаментом труда и социального развития, управлением образования Тарногского района ( л.д. 55, 86, 150).
Не могут служить основанием для отмены решения и доводы жалобы о том, что заявительный характер получения льгот нарушался в отношении многих граждан, поскольку данный вопрос выходит за пределы заявленных требований.
Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении фактам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, перечисленных в статье 362 ГПК Российской Федерации не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тарногского районного суда от 19 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Силинской И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н. Бочкарева
Судьи: Л.И. Билева
В.Н. Белякова