Кассационное определение №33-130 от 14 января 2011 года



Судья Кондрашихин В.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 января 2011 года № 33-130

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Слепухина Л.М.,

судей Чернышовой Н.Э., Билевой Л.И.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Правительства Вологодской области и Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Вологодского городского суда от 25 ноября 2010 года, которым возложена обязанность на субъект Российской Федерации – Вологодскую область в лице Правительства Вологодской области обеспечить надлежащий учет и содержание скотомогильников, расположенных в Вологодской области Вожегодском районе на территории <адрес> на территории <адрес>; на территории <адрес> урочище у кладбища, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И, полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

на территории <адрес> расположены захоронения сельскохозяйственных животных – скотомогильники, один из которых сибиреязвенный.

Со ссылкой на отсутствие регистрации права собственности на скотомогильники и нарушение требований природоохранного законодательства, прокурор Вожегодского района в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципальных образований сельских поселений Митюковское, Бекетовское, Вожегодского городского поселения Вожегодского муниципального района обратился в суд с исками к Правительству Вологодской области о признании бездействия незаконным; возложении на Правительство Вологодской области обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке захоронений сельскохозяйственных животных – скотомогильников на учет в качестве бесхозяйственного имущества.

В судебном заседании прокурор прокуратуры Вожегодского района требования уточнил, просил возложить на субъект Российской Федерации – Вологодскую область в лице Правительства Вологодской области с целью исключения возможности экологической угрозы обязанность по обеспечению надлежащего учета и содержания скотомогильников, расположенных на территории сельского поселения <адрес>, на территории сельского поселения <адрес> урочище у кладбища, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица администрации Вожегодского муниципального района Ковалевская Ж.А. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора. Дополнительно пояснила, что администрация Вожегодского муниципального района при наличии соответствующего финансирования может самостоятельно решать вопросы по межеванию земельных участков, на которых расположены скотомогильники, и обеспечить их содержание.

Представитель ответчиков Правительства Вологодской области и Департамента имущественных отношений Вологодской области, привлеченного к участию в деле определением суда от 28.09.2010, - Свирина Г.Л. возразила против удовлетворения иска, пояснила, что учет и содержание скотомогильников должен осуществлять собственник имущества. Обязанность субъекта Российской Федерации содержать захоронения сельскохозяйственных животных законом не предусмотрена.

Представители соответчика Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области, привлеченного к участию в деле определением суда от 28.09.2010, - Галов В.С и Сысоева О.Н. также возразили против удовлетворения иска, пояснили, что бремя содержания скотомогильников должен нести собственник имущества. В настоящее время не определены ни собственник, ни вид имущества. Кроме того, положением о Департаменте сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области не предусмотрено обустройство и содержание скотомогильников.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Стрекалова Л.Н. пояснила, что для учета скотомогильников необходимо провести межевание земельных участков, на которых они расположены, а затем поставить их на кадастровый учет с указанием характеристики объекта.

Представители Департамента финансов Вологодской области, Администрации Митюковского сельского поселения, Администрации муниципального образования сельское поселение Бекетовское Вожегодского района, Вожегодского городского поселения в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Правительство Вологодской области ставит вопрос об отмене судебного решения ввиду неправильного применения норм материального права.

В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Вологодской области просит решение суда первой инстанции отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права.

В возражениях на кассационные жалобы прокурор прокуратуры Вожегодского района просил решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения на них, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункта «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. В собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Следовательно, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о полномочиях органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительства Вологодской области по организации надлежащего учета, рациональному содержанию скотомогильников, расположенных на территории Вожегодского района Вологодской области и финансировании указанных мероприятий с целью обеспечения экологической безопасности является правильным.

Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела по существу не допущено.

Доводы кассационных жалоб основаны на неправильном применении и ошибочном толковании норм права и не опровергают выводы суда, содержащиеся в решении.

При таких обстоятельствах основания для отмены судебного постановления по доводам, изложенным в кассационных жалобах, отсутствуют.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 25 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Вологодской области, Департамента имущественных отношений Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200