Судья Образцов О.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2011 года № 33-91
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Король И.Н., Беляковой В.Н.,
при секретаре Михайловой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Наволоцкого М.А. на решение Вологодского городского суда от 10 ноября 2010 года, которым Наволоцкому М.А. отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения Наволоцкого М.А., представителя ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вологда Куваевой Ю.В., судебная коллегия
установила:
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области от <ДАТА> №... Наволоцкому М.А. отказано в назначении с 17 июля 2010 года трудовой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 28 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2010 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со ссылкой на отсутствие у него требуемых 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера.
Стаж работы Наволоцкого М.А. в районах Крайнего Севера исчислен пенсионным органом в размере 10 лет 9 месяцев 26 дней.
На основании пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не засчитан период прохождения Наволоцким М.А.военной службы с 01 января 1980 года по 23 июля 1984 года.
Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, 08 сентября 2010 года Наволоцкий М.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области. Просил обязать ответчика зачесть период его военной службы в трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию, и назначить ему льготную пенсию досрочно с 17 июля 2010 года.
В обоснование требований указал, что его стаж в районах Крайнего Севера составляет 15 лет 3 месяца, из них 4 года и 4 месяца он проходил сверхсрочную военную службу в Управлении .... Ранее правоприменительная практика формировалась с учетом пункта 2.4 Указания Министерства социального обеспечения РСФСР от 01 октября 1991 года № 1- 98- У, согласно которому при назначении пенсии по статье 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340 – 1 в стаж работы в районах Крайнего Севера включалась военная и иная служба, проходившая в указанных районах.
В судебном заседании истец Наволоцкий М.А. исковые требования просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области Куваева Ю.В. исковые требования не признала по мотивам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 16-17). Указала, что периоды прохождения военной службы включаются в страховой и общий стаж, но не могут включаться в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, ранее действующее пенсионное законодательство так же не предусматривало включение в специальный стаж военной службы.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Наволоцкий М.А. просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности. Указывает доводы, аналогичные изложенным им в исковом заявлении. Полагает, что ранее он приобрел право на включение спорного периода в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и не может быть лишен этого права в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, принятого судом первой инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период прохождения истцом сверхсрочной военной службы в Управлении ... с 01 января 1980 года по 23 июля 1984 года не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера ввиду отсутствия правовых оснований и в связи с этим отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Действительно, действующее в настоящий момент пенсионное законодательство, статья 10, 11 и статья 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исключает возможность включения периодов прохождения военной службы в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера.
Однако до 1 января 2002 года пенсия в связи с работой на Крайнем Севере назначалась в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которой пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливалась мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имели общий трудовой стаж не менее 25 лет.
Часть 2 статьи 88 вышеназванного Федерального закона определяла, что пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере устанавливалась с учетом специального трудового стажа, то есть с учетом суммарной продолжительности трудовой деятельности (службы).
Действительная военная служба сверхсрочно, служба в органах государственной безопасности являются особыми видами государственной службы, которая по вышеуказанному положению подлежат включению в суммарную продолжительность трудового стажа, в данном случае работы в районах Крайнего Севера.
При этом заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о том, что в системе ранее действовавшего пенсионного законодательства данный вопрос был разрешен в пункте 2.4 Указания Министерства социального обеспечения РСФСР от 01 октября 1991 года № 1- 98-У «О перерасчете и назначении пенсий с 01 января 1992 года в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Со ссылкой именно на вышеуказанную часть 2 статьи 88 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 года № 340-1 было установлено, что при назначении пенсии по статье 14 данного Закона в 15 – 20 календарных лет включается военная и иная служба, предусмотренная статьей 90, проходившая в районах Крайнего Севера и приравненных к этим районам. Никакая другая деятельность в этот стаж не включается.
Статья 90 Закона № 340-1 при этом предусматривала и службу в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, и службу в бывших органах государственной безопасности Российской Федерации.
Наволоцкий М.А. проходил военную службу с 01 января 1980 года по 23 июля 1984 года. Из имеющейся в материалах дела копии его трудовой книжки следует, что с учетом этого периода его трудовой стаж в районах Крайнего Севера составил в календарном исчислении 15 лет 2 месяца 16 дней на 17 августа 1991 года (л.д.5 – 7), то есть по действовавшему на тот момент законодательству Наволоцкий М.А. приобрел право на льготное пенсионное обеспечение в связи с работой в районах Крайнего Севера по достижении им возраста 55 лет при наличии общего трудового стажа не менее 25лет.
Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340 -1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу 01 января 2002 года. Однако согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизированной в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Министерство труда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 17 октября 2003 года № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» разъясняло, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 года) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
При указанных обстоятельствах решение суда в части отказа включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения истцом сверхсрочной военной службы в Управлении ... с 01 января 1980 года по 23 июля 1984 года не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене.
Дополнительного исследования обстоятельств в данном случае не требуется, поэтому судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования Наволоцкого М.А. и зачесть спорный период в стаж работы в районах Крайнего Севера. С учетом того, что 17 июля 2010 года истец достиг возраста 55 лет и имеет необходимый общий стаж (25 лет), то с 18 июля 2010 года у него возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии, поэтому в части возложения на ответчика обязанности назначить пенсию требования истца так же обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Вологодского городского суда от 10 ноября 2010 года отменить.
Принять по делу новое решение:
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области включить Наволоцкому М.А. в стаж работы в районах Крайнего Севера период военной службы с 01 марта 1980 года по 23 июля 1984 года и назначить ему пенсию с 18 июля 2010 года.
Председательствующий:
Судьи: