Судья Мельникова Л.Н.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2011 года № 33-100
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жаворонковой В.А.,
судей Игошевой Г.Н., Теплова И.П.,
при секретаре Жуковой С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области на решение Вологодского городского суда от 18 ноября 2010 года, которым Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Игошевой Г.Н., объяснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области - Тарасовой Е.В., представителей Вологодского областного отделения общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение» - Клюева Н.В., Кохальниковой Т.Г., судебная коллегия
установила:
29 июня 2010 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее – Управление) обратилось в суд с заявлением о ликвидации Вологодского областного отделения общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение».
В обоснование заявленных требований указано, что 25 сентября 1998 года Управлением юстиции администрации Вологодской области зарегистрировано Вологодское областное отделение общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение» (далее – общественное объединение, Фонд).
21 июня 2003 года Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации указанной организации за основным государственным регистрационным номером №.... Председателем общественного объединения является Логанцов П.В.
В результате плановой проверки соответствия деятельности фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, проведенной управлением в период с 05 ноября 2009 года по 24 ноября 2009 года, установлены нарушения действующего законодательства РФ и положений устава.
В нарушение требований пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и части 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области бухгалтерской и статистической отчетности не представлена бухгалтерская и статистическая отчетности за 2008 год.
Фонд не проинформировал управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней с момента таких изменений, чем нарушил требования части 2 статьи 29 Федерального закона РФ от 19 мая 1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Кроме того, в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» фондом не представлены сведения о продолжении деятельности с момента государственной регистрации.
Общественное объединение не выполняет обязанность, установленную постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», отчетность по форме №ОН003 за 2006 год представлена - 09 августа 2008 с нарушением срока, установленного постановлением, отчетность за 2007 и 2008 годы в управление не представлена.
В нарушение положений пункта 2 статьи 118 Гражданского кодекса РФ и пункта 1.9 устава фонд не публикует ежегодные отчеты об использовании своего имущества. В Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о видах экономической деятельности общественного объединения, что не соответствует требованиям подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Пункт 3.1 устава противоречит статье 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 №2-ФКЗ «О государственном гербе РФ» относительно наличия у Фонда круглой печати, содержащей герб. На официальных бланках документов общественного объединения неоднократно и систематически используется изображение птицы. Данная эмблема в установленном законом порядке не зарегистрирована, что противоречит пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В пункте 4.7 устава общественного объединения указано, что документация фонда должна соответствовать требованиям Федерального закона от 20 февраля 1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Оформление организационно - распорядительных документов должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 6.30-97 «Оформление организационно-распорядительных документов». При изучении указанного положения устава организации установлено, что Федеральный закон от 20 февраля 1995 №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» утратил силу с 08 августа 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». ГОСТ Р 6.30-97 «Оформление организационно- распорядительных документов» утратил силу в связи с изданием постановления Госстандарта РФ от 26 августа 2001 №352-ст.
При изучении документов по работе правления установлено, что фактически решения приняты единолично председателем правления П.В. Логанцовым, заседания правления как коллегиального органа за проверяемый период деятельности не проводились, что не соответствует п.4.1.1 Устава. В нарушение п.4.6.3 Устава попечительский совет не проводил заседания в 2007 и 2008 годах. Ревизор не осуществляет контроль за деятельностью Фонда, не представляет ежегодный отчет о работе общественного объединения Попечительскому совету, что противоречит п.4.5 Устава. Штатное расписание утверждено председателем Правления П.В. Логанцовым 10 января 2007 года на 2007 года и 14 января 2008 года на 2008 год, что не соответствует п.4.3 Устава, в соответствии с которым утверждение штатного расписания относится к компетенции правления фонда. Выявлены нарушения трудового законодательства, а именно, требования постановления Госкомстата России от 05 января 2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», статьи 136 Трудового кодекса РФ (нарушена периодичность выплаты заработной платы). Выявлены также нарушения в порядке ведения бухгалтерского учета, п. 11, 15, 21 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета директоров Центробанка РФ от 22 сентября 1993 №40, пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Письменное предупреждение от 02 декабря 2009 года с требованием об устранении указанных нарушений, направленное управлением в адрес фонда, в установленный срок до 02 марта 2010 года, не исполнено.
10 марта 2010 в адрес фонда вынесено повторное предупреждение, установлен срок для устранения нарушений до 07 мая 2010. В указанные сроки требования не выполнены, предупреждение не обжаловано.
Постановлением и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку №6 от 13 апреля 2010 года председатель Вологодского областного отделения общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение» Логанцов П.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений действующего законодательства РФ и положений устава общественного объединения и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.
Постановлением и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку №6 от 08 июня 2010 года председатель Вологодского областного отделения общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение» Логанцов П.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неустранение в установленный срок нарушений действующего законодательства РФ и положений устава общественного объединения и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.
Истец просил суд ликвидировать Вологодское областное отделение общественно-государственного фонда социального развития России «Возрождение», назначить Логанцова П.В. ликвидатором.
В судебном заседании представитель заявителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области по доверенности Тарасова Е.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в обоснование заявления.
Представитель Вологодского областного отделения общественно-государственного фонда социального развития России «Возрождение» Клюев Н.В. возразил против заявленных требований, суду пояснил, что выявленные недостатки устранимы и не являются существенными. В настоящее время часть нарушений устранена.
Представитель Фонда на основании прав по должности Логанцов П.В. суду пояснил, что Управление Министерства Юстиции РФ по Вологодской области требует отчетность, которая была отменена, иностранной помощи они не получали. Отчеты об использовании имущества не публиковались, в связи с отсутствием имущества.
Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление, в котором указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Управлением Министерства юстиции РФ по Вологодской области поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности, указано, что выявленные нарушения законодательства до настоящего времени окончательно фондом не устранены.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах кассационной жалобы, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами.
В соответствии с абзацем 3 части первой статьи 44 Федерального закона
«Об общественных объединениях» основанием для ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности запрещенной законом либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 119 Гражданского кодекса РФ, статьи 18 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следует, что решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован, если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
Материалами дела установлено, что 27 мая 1999 года за №... Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области были зарегистрированы изменения и дополнения в Уставе Вологодского областного отделения общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение» (л.д.10-17, 217-230 т.1).
21 июня 2003 года Управлением Министерства РФ по налогам и сборам в г. Вологде в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации указанной организации за ОГРН №.... Председателем общественного объединения является Логанцов П.В. Адрес фонда: <адрес>. Фактически фонд располагается по адресу: <адрес>
Истцом поставлен вопрос о ликвидации данного общественного объединения на основании неоднократного нарушения указанных в заявлении требований закона и иных правовых актов.
Факт допуска ответчиком отмеченных истцом нарушений нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства.
С учетом принятия ответчиком мер по устранению нарушений, выразившихся в направлении в Управление Министерства юстиции РФ по Вологодской области документов о регистрации Устава фонда в новой редакции, используемой символики, намерении погасить долг по уплате налогов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что допущенные Вологодским областным отделением общественно-государственного Фонда социального развития России «Возрождение» и выявленные Управлением Министерства юстиции РФ по Вологодской области нарушения не являются настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем ликвидации фонда.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление права на свободу объединения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядка и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Положения данной нормы распространяются на весь период деятельности объединений, и их ликвидация также должна удовлетворять требованиям указанной выше нормы.
Запрет деятельности общественного объединения может касаться лишь тех объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Таких доказательств суду не представлено.
При указанных обстоятельствах отказ суда в ликвидации фонда по изложенным в иске основаниям является законным и обоснованным.
Решение суда не противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства и им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда от 18 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий: В.А. Жаворонкова
Судьи: Г.Н. Игошева
И.П. Теплов