Судья Додул А.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 января 2011 года № 33-262
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Слепухина Л.М.,
судей Игошевой Г.Н., Чистяковой Н.М.,
при секретаре Баженовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения «1975 Отделение морской инженерной службы Северного флота» на решение Вологодского районного суда от 23 ноября 2010 года, которым Государственное учреждение «1975 отделение морской инженерной службы Северного Флота» обязано принять на учет Андреева Ф.П. в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Вологда и включить данные о нем в автоматизированную систему учета.
Взыскано с Государственного учреждения «1975 отделение морской инженерной службы Северного Флота» в пользу Андреева Ф.П. ... рублей в порядке возврата государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения Андреева Ф.П. и его представителя Дядечко В.А., полагавших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Андреев Ф.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «1975 Отделение морской инженерной службы Северного флота» (далее – ГУ «1975 ОМИС») о возложении обязанности по признанию документов и содержащихся в них сведениях о его нуждаемости в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, внесении данной информации в базу данных автоматизированной системы «Учет».
В обоснование иска указал, что до сентября 2001 года проходил военную службу в войсковой части 39163, в настоящее время является майором запаса. На основании решения Вологодского гарнизонного военного суда от 13.11.2003 войсковой частью 39163 он был включен в список кандидатов на участие в программе «Государственные жилищные сертификаты».
Решением Вологодского районного суда от 10.04.2009 на ГУ «1975 ОМИС» возложена обязанность по согласованию в отношении него списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2010 году по войсковой части 39163.
С 01.09.2009 войсковая часть 39163 была реорганизована в войсковую часть 53043, которая 18.03.2010 была реорганизована в войсковую часть 06797 – 2, отвечающую по всем обязательствам войсковой части 39163.
25.05.2009 он обратился в жилищную комиссию войсковой части 39163 с заявлением признать его нуждающимся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства. Решением жилищной комиссии войсковой части 06797 – 2 он признан таковым. 04.06.2010 материалы его учетного дела направлены в ГУ «1975 ОМИС» для проверки и включения информации о нуждаемости в жилом помещении в банк данных автоматизированной информационной системы «Учет», в чем 05.10.2010 начальником государственного учреждения ему было отказано. Полагал, что принятое решение препятствует реализации его права на получение жилья в избранном постоянном месте жительства.
В судебном заседании Андреев Ф.П. и его представитель по доверенности Дядечко В.А. требования по изложенным в иске основаниям, поддержали.
Представитель ГУ «1975 ОМИС» в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором указал, что оснований для внесения информации в базу данных автоматизированной информационной системы «Учет» о нуждаемости Андреева Ф.П. в жилом помещении не имеется, поскольку жилищная комиссия войсковой части 06797 – 2 не наделена полномочиями по признанию нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, уволенных с военной службы в запас. Кроме того, при внесении данных в базу данных одним из индификационных номеров является номер удостоверения военнослужащего, проходящего действительную военную службу, которого у истца нет.
Представитель войсковой части 06797 в судебное заседание не явился.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе ГУ «1975 ОМИС» ставит вопрос об отмене судебного решения как незаконного. Указывает, что на момент увольнения в запас Андреев Ф.П. был беспечен жилым помещением – благоустроенной квартирой общей площадью ... кв.м., в связи с чем, не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 39163. Жилищная комиссия войсковой части не наделена полномочиями по признанию нуждающимися в улучшении жилищных условий лиц, уволенных в запас. Следовательно, истец не имеет права на получение государственного жилищного сертификата. Кроме того, у Андреева Ф.П. отсутствуют документы, необходимые для внесения сведений в базу данных автоматизированной информационной системы «Учет».
Судебная коллегия проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований заявитель суду представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено.
Как следует из материалов дела, в период с 31.07.1972 по 05.12.2001 Андреев Ф.П. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволен в запас по подпункту «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53 – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (достижение предельного возраста пребывания на военной службе), общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 29 лет 04 месяца 04 дня.
Решением жилищной комиссии войсковой части 39163 от 26.05.2009 Андреев Ф.П. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства.
Письмом начальника ГУ «1975 ОМИС» от 05.10.2010 истцу отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства со ссылкой на отсутствие у жилищной комиссии войсковой части полномочий в части признания нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, уволенных в запас.
Андреев Ф.П. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусматривает предоставление жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются Федеральный закон от 27.05.1998 № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих» и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
В соответствии с пунктами 1, 2, 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01.01.2005 принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Граждане, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вправе получить от федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе государственный жилищный сертификат.
Анализируя указанные правовые нормы, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что право состоять на соответствующем учете (в том числе на получение жилищного сертификата) имеют граждане, уволенные с военной службы по одному из вышеуказанных оснований, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 и более лет, вставшие на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно принял во внимание юридически значимые для дела обстоятельства - увольнение Андреева Ф.П. с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, наличие у него общей продолжительности военной службы в календарном исчислении более 10 лет, постановку его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства жилищной комиссией войсковой части.
Полномочиями по определению порядка и условий предоставления жилых помещений, установлению органа, на основании решения которого военнослужащим, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), предоставляются жилые помещения, наделен Министр обороны Российской Федерации, который, реализуя предоставленное право, своим Приказом № 80 от 15.02.2000 утвердил Инструкцию о порядке обеспечения жилым помещением в Вооруженных силах Российской Федерации (действующую в период возникновения спорных правоотношений).
Пунктами 28, 35 Инструкции о порядке обеспечения жилым помещением в Вооруженных силах Российской Федерации установлено, что распределение жилых помещений военнослужащим, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), возложено на жилищные комиссии, которые создаются в гарнизонах и воинских частях в соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что правовым основанием для предоставления военнослужащим жилого помещения по избранному месту жительства является их признание нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе воинскими частями, является правомерным. Следовательно, нарушений процедуры постановки Андреева Ф.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не допущено.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у истца документов, необходимых для включения его в базу данных, не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку не включение соответствующих сведений в автоматизированную информационную систему приведет к нарушению установленных действующим законодательством прав Андреева Ф.П. на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным. Доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского районного суда от 23 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения «1975 Отделение морской инженерной службы Северного флота» – без удовлетворения.
Председательствующий: Л.М. Слепухин
Судьи: Г.Н. Игошева
Н.М. Чистякова