Кассационное определение №33-387 от 28 января 2011 года



Судья Леонова И.М.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 января 2011 года № 33-387

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Слепухина Л.М.,

судей Игошевой Г.Н., Чистяковой Н.М.,

при секретаре Рогулиной Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Анискина Ю.Н. на решение Вологодского городского суда от 08 декабря 2010 года, которым Анискину Ю.Н. отказано в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения Анискина Ю.Н. и его представителя по доверенности Герасимова В.В. поддержавших жалобу, представителя ФГОУ «Вологодский институт права и экономики» Попова А.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Анискин Ю.Н. обратился в суд с иском к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Вологодский институт права и экономики» о постановке в очередь на получение жилого помещения и включении в списки на получение жилищного сертификата.

Требования мотивировал тем, что до ... проходил службу в Вологодском институте права и экономики Минюста России в должности преподавателя-методиста, откуда был уволен согласно приказу от <ДАТА> №... л/с по сокращению штатов. На момент увольнения его выслуга в календарном исчислении составляла 16 лет 10 месяцев, а в льготном - 20 лет и 06 дней. В силу статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, учет граждан, работающих на предприятиях и в учреждениях, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту службы. Он неоднократно в период с ноября 2004 по январь 2005 года обращался с соответствующим рапортом на имя начальника ФГОУ «Вологодский институт права и экономики», однако ход его рапортам не давался. После марта 2005 года всем офицерам на совещании было объявлено, что их рапорты будут направлены в Администрацию города Вологды, где они будут поставлены на учет. Когда после увольнения он обратился в Администрацию, ему заявили, что на него никаких документов из института не передавалось. Другого жилья в собственности он не имеет.

Считал, что в силу Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программой «Жилище на 2002-2010 года», он имеет право на получение государственного жилищного сертификата как лицо, уволенное со службы по сокращению штатов и имеющее выслугу более 10 лет в календарном исчислении. Действия руководства Вологодского института права и экономики, отказывавшего в постановке на очередь, нарушают его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Просил обязать жилищную комиссию ФГОУ ВПО «Вологодский институт права и экономики» поставить его в очередь на получение жилья с января 2005 года, а Администрацию города Вологды - включить его в списки на получение жилищного сертификата как сотрудника уголовно-исполнительной системы, уволенного со службы по сокращению штатов

В судебном заседании истец и его представитель Герасимов В.В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили обязать ответчика поставить истца на учет на получение жилого помещения с момента подачи рапорта - с 2004 года. Истец пояснил, что в течение 3 лет обращался за предоставлением жилищного сертификата, собирал документы, но ему было отказано. Фактически заявление в Администрацию г.Вологды он не подавал. Представитель истца пояснил, что имело место негласная команда не регистрировать заявление истца. Анискин Ю.Н. имел право на получение сертификата, и поэтому он не мог не воспользоваться своим правом. Обращение Анискина Ю.Н. подтверждается показаниями свидетеля.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Попов А.А. с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснил, что в соответствии законодательством невозможно поставить на учет с 2004 года, так как списки формируются за год и изменения в них не вносятся.

В судебном заседании представитель третьего лица Администрации г.Вологды по доверенности Моисеева А.А. с исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Анискиным Ю.Н. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Считает, что поскольку командование института не представило письменных доказательств возврата его рапорта о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то соответственно рапорт поступил руководству, но оставлен без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы кассационной жалобы, не нашла оснований для отмены решения.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований истец суду не представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено.

В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Согласно ст. 31 ранее действовавшего ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

В соответствии с пунктом 12 примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» для принятия на учет граждан подается заявление, к которому прилагаются выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справка из бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Поступившее заявление проверяется и составляется акт проверки жилищных условий, на основе исследования материалов выносится решение о принятии на учет гражданина или отказе в постановке. Заявление рассматривается в течение одного месяца со дня его поступления. О принятом решении сообщается гражданину в письменной форме.

Согласно ч.3 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01 марта 2005 года, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с Правилами выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

Пункт 5 Правил предусматривает, что право на участие в программе и получение государственного жилищного сертификата имеют сотрудники органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более.

Согласно п. 19 указанных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п.5 Правил, подают соответственно в учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, в которых они состоят на учете, заявление, к которому прилагают, в том числе, следующие документы: выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что Анискин Ю.Н. проходил службу в Вологодском институте права и экономики ФСИН России в период с ... по ..., т.е. более 10 календарных лет, уволен по сокращению штатов. За время прохождения службы субсидия на строительство или приобретение жилья из федерального бюджета ему не выдавалась.

Отказывая в удовлетворении иска, суд правильно исходил из того, что согласно ч. 1 ст.56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истцом не представлены доказательства того, что им подавались какие-либо письменные заявления о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в секретариат ВИПЭ ФСИН России на рассмотрение жилищно-бытовой комиссии института до 01.03.2005 года (до вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации). Не представлено и доказательств того, что он вставал на учет граждан, уволенных с военной службы, по избранному месту жительства в Администрации г. Вологды.

Указанные обстоятельства были с достоверностью подтверждены в судебном заседании объяснениями сторон и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

Довод представителя истца в кассационной жалобе о подтверждении свидетелем Кухта И.А. факта обращения Анискина Ю.Н. с рапортом о постановке на очередь сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана должная правовая оценка, он признан не обоснованным.

Кроме того, подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» закончила свое действие в 2010 году, информации о продлении действия подпрограммы в последующие годы не имеется, списки граждан, претендующих на получение жилищного сертификата в 2011 году, не составляются.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным. Доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 08 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Анискина Ю.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий: Л.М. Слепухин

Судьи: Н.М. Чистякова

Г.Н. Игошева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200