кассационное определение №33-495 от 04 февраля 2011 года



Судья Парфенюк О.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 февраля 2011 года № 33 – 495

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Король И.Н.,

судей Беляковой В.Н., Мальцевой Е.Г.,

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Борисовой Р.С. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 8 декабря 2010 года, которым Борисовой Р.С. отказано в удовлетворении исковых требований к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области об обязании выплатить пенсию с 1 августа 2006 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Андреевой С.Н., действующей по доверенности Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда, судебная коллегия

установила:

Борисова Р.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области (далее – Пенсионный орган, управление) о выплате пенсии.

Требования мотивировала тем, что прибыла на постоянное место жительство в город Вологда 4 августа 2006 года из Узбекистана, зарегистрирована по адресу: г. Вологда, ул. Железнодорожная, д. 104. После получения паспорта гражданина Российской Федерации, сдала документы на получение пенсии в пенсионный отдел г. Вологда. Пенсию получает с 30 марта 2010 года. Просила суд обязать Пенсионный орган выплатить ей пенсию с 1 августа 2006 года по 29 марта 2010 года, поскольку в Узбекистане ее получила по июль 2006 года.

В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть спор в свое отсутствие.

Представитель истца по доверенности Суворинова Р.М. заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что вид на жительство в Российской Федерации ее доверитель не получала.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области Куваева Ю.В. иск не признала, указав, что правовых оснований для выплаты истице пенсии за период с 1 августа 2006 года по 29 марта 2010 года не имеется, так как назначение и выплата российских пенсий в связи с переселением граждан на постоянное жительство в Российскую Федерацию из государств-участников СНГ, к которым относится Узбекистан, производится с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более, чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке. Борисова Р.С. была зарегистрирована на территории РФ по месту жительства 25 марта 2010 года. 30 марта 2010 года она обратилась за назначением пенсии, которая ей была выплачена за 6 месяцев до момента регистрации на территории РФ. Правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности выплаты заявителю пенсии за больший период не имеется.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Борисова Р.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что въехала на территорию Российской Федерации в 2006 году по миграционной карте, больше пределы России не покидала, так как является инвалидом, самостоятельно передвигаться не может, на основании представленных ею документов, а также свидетельских показаний суд был вправе принять решение об удовлетворении ее требований.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения исходя из доводов кассационной жалобы, полагает решение постановленным судом в соответствии с фактическими обстоятельствами и нормами материального права.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.

Данным Соглашением предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1); назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (п. 1 ст. 6); при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ч. 1 ст. 7).

В силу части третьей ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 19 названного закона закреплено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (ст. 2).

На основании пункта 2 статьи 18 Закона о трудовых пенсиях постановлением Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года за №16/19 па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 16 данного Перечня в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.

Исходя из содержания приведенных положений международного Соглашения и норм указанных Федеральных законов, суд пришел к правильному выводу о том, что пенсионер признается переселившимся из государства – участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство. С этого времени у него возникает право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, что является основанием прекращения выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства.

То обстоятельство, что Борисова Р.С. получила гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, не означает, что до приема в гражданство она имела статус лица, постоянно проживающего на территории Российской Федерации. Право на упрощенный порядок приема в гражданство, также как и показания свидетелей, подтверждающих факт пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, такого статуса не предоставляют и правоотношения по назначению пенсии не регулируют. Такой статус предоставляет только вид на жительство или гражданство Российской Федерации, которого заявитель, прибыв в Россию в 2006 году, не получала.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам подателя жалобы нет.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 8 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Борисовой Р.С. – без удовлетворения.

Председательствующий: И.Н. Король

Судьи: В.Н. Белякова

Е.Г. Мальцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200