кассационное определение № 33-463 от 04 февраля 2011 года



Судья Образцов О.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 04 февраля 2011 года № 33- 463

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Игошевой Г.Н., Чистяковой Н.М.,

при секретаре Михайловой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области на решение Вологодского городского суда от 03 декабря 2010 года, которым на Федеральное бюджетное учреждение «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения» Федеральной службы исполнения наказаний России возложена обязанность оформить на имя Павлова В.И. государственный жилищный сертификат на приобретение жилья на состав семьи из 5 человек, включая Павлову Н.В. , Павлова П.В. , Павлова А.В. , Павлову Ю.В..

На Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области возложена обязанность вручить Павлову В.И. государственный жилищный сертификат на приобретение жилья на состав семьи из 5 человек, включая Павлову Н.В. , Павлова П.В. , Павлова А.В. , Павлову Ю.В..

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Игошевой Г.Н., объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области - Козловой Г.Ю., Павлова В.И., судебная коллегия

установила:

решением жилищно - бытовой комиссии учреждения ОЕ – ... УИН Минюста России по Вологодской области от 18 февраля 2002 года Павлов В.И. постановлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищныхусловий на основании п.п. «г» пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области от 11 февраля 1992 года №..., как нуждающийся.

24 июня 2009 года Павлов В.И. решением жилищно - бытовой комиссии ФБУ ИК-... УФСИН России по Вологодской области исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и из сводного списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» в связи с необоснованной постановкой на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением Белозерского районного суда от 28 июля 2009 года Павлову В.И. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-... УФСИН России по Вологодской области.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 02 сентября 2009 года указанное выше решение суда отменено, признано незаконным и не порождающим правовых последствий решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-... УФСИН России по Вологодской области, Павлов В.И. восстановлен в списках учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в сводный список на получение государственного жилищного сертификата.

Письмами УФСИН России по Вологодской области от 03 ноября 2009 года №... и от 20 мая 2010 года №... Павлову В.И. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата по мотиву отсутствия в достаточном размере выделенных бюджетных средств.

Не согласившись с правомерностью отказа, Павлов В.И. 07 сентября 2010 года обратился в суд с иском к УФСИН России по Вологодской области и ФСИН России о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата.

В обоснование исковых требований указал, что в соответствии с пунктом 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2006 года № 153 он имеет право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из пяти человек, общей площадью 90 кв.м.

Просил суд обязать УФСИН России по Вологодской области выдать истцу в 2010-2011 году государственный жилищный сертификат, удостоверяющий право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на получение жилого помещения общей площадью ... кв.м.

В судебном заседании истец уточнил заявленные требования и просил суд обязать Федеральную службу исполнения наказаний России выдать, а Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области вручить Павлову В.И. на состав семьи, включая Павлову Н.В., Павлова П.В., Павлова А.В., Павлову Ю.В., государственный жилищный сертификат.

Представитель ответчика ФСИН России и УФСИН России по Вологодской области по доверенности Козлова Г.Ю. иск не признала, суду пояснила, что выдача государственного жилищного сертификата невозможна ввиду недостаточного финансирования, право истца на получение государственного жилищного сертификата не оспаривает.

Третье лицо Павлов П.В. не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований.

В судебное заседание третьи лица Павлова Н.В., Павлов А.В., Павлова Ю.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе УФСИН России по Вологодской области поставлен вопрос об отмене решение суда по мотиву нарушения судом норм процессуального права, указано, что суд необоснованно возложил обязанность по оформлению государственного жилищного сертификата на ФБУ ЦГИЖБО ФСИН России, в то время как выдачу сертификатов данной категории граждан осуществляют федеральные органы исполнительной власти. Кроме того, ФБУ ЦГИЖБО ФСИН России не было привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, находит необходимым решение суда изменить на основании следующего.

Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе регламентируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (далее – Правила), согласно которым право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Судом установлено, что Павлов В.И. проходил службу в должности ... дежурной части отдела безопасности в учреждении ФГУ ИК-... УФСИН России по Вологодской области, в настоящее время является пенсионером, фактически не обеспечен жилым помещением и включен в сводный список граждан получателей государственных жилищных сертификатов на 2010 год.

При разрешении спора суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение государственного жилищного сертификата.

Вместе с тем возложение обязанности оформить государственный жилищный сертификат на приобретение жилья на Федеральное бюджетное учреждение «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения» (далее ФБУ ЦГИЖБО), созданное в ведении Федеральной службы исполнения наказаний России для обеспечения деятельности уголовно исполнительной системы, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку данное учреждение не привлекалось к участию в деле в качестве ответчика.

Кроме того, в материалах дела не имеется подтверждения о наличии у ФБУ ЦГИЖБО ФСИН России полномочий производить оформление государственных жилищных сертификатов на приобретение жилья на имя граждан-участников программы.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда и возложить обязанность по выдаче сертификатов на Федеральную службу исполнения наказания (ФСИН России), поскольку на основании подпункта «а» пункта 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы

«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством « Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.10.2007 № 681) выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах

«а» и « б» пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Федеральным органом исполнительной власти в силу пункта 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 ( в редакции от 14.05.2010 ) является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России).

Согласно пункту 5 названного Положения ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Исходя из содержания пунктов 23-25 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 года в уголовно-исполнительной системе», утвержденных Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 № 287, ФСИН России на основании представленных сводных списков и учетных дел граждан - получателей жилищных сертификатов организует работу по их рассмотрению, рассчитывает размер субсидий в соответствии с правилами подпрограммы, оформляет бланки жилищных сертификатов и осуществляет их выдачу представителям территориальных органов, образовательных учреждений УИС.

Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства и им дана надлежащая правовая оценка в решении суда.

В остальном решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 03 декабря 2010 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России оформить и выдать Павлову В.И. государственный жилищный сертификат на приобретение жилья на состав семьи из 5 человек, включая Павлову Н.В. , Павлова П.В. , Павлова А.В. , Павлову Ю.В..

В остальном решение Вологодского городского суда от 03 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Г.А. Охапкина

Судьи:

Г.Н. Игошева

Н.М. Чистякова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200