Кассационное определение № 33-477 от 4 февраля 2011 года



Судья Макарова В.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 04 февраля 2011 года № 33-477

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Аганесовой О.Б.,

судей Маклаковой Н.С., Теплова И.П.,

при секретаре Изотовой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Тетерина А.А. на решение Кирилловского районного суда от 06 декабря 2010 года, которым

Тетерину А.А. в удовлетворении исковых требований к Райковой Л.В. о признании её недостойной наследницей, восстанов­лении срока для принятия наследства, о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону и применении последствий его недействительности отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Аганесовой О.Б., судебная коллегия

установила:

Тетерин А.А. обратился с заявлением к Райковой Л.В. о признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, применить по­следствия недействительности указанного свидетельства.

В обоснова­ние заявленных требований указал, что <ДАТА> умер его отец Тетерин А.В.

При обращении в августе 2010 года к нотариусу для оформления наслед­ственных прав на жилой дом и земельный участок, ему стало известно, что указанное имущество принадлежало брату Тетерину И.А., умершему <ДАТА>, на которое ответчицей получено свидетельство о праве на наследство по закону от <ДАТА>.

Считает, что Райкова Л.В. при получении свидетельства о праве на наследство по закону умышленно не сообщила нотариу­су о наличии другого наследника. В связи с чем просит признать Райкову Л.В. недостойной наследницей в отношении наследст­венного имущества, оставшегося после смерти Тетерина И.А., умершего <ДАТА>, а также восстановить срок для принятия наследства после брата.

Представитель истца Тетерин А.А. Сизый Е.Ф. в судебном заседании исковые требования под­держал.

Ответчик Райкова Л.В. в представленном отзыве исковые требования не призна­ла. Указала, что за по­лучением свидетельства о праве на наследство в установленный срок никто, кроме нее не обращался.

В судебном заседании представитель ответчицы Райковой Л.В. заявленные требования не признал. Пояснил, что с заявлением о приня­тии наследства к нотариусу Райкова обратилась только в июле 2002 года, в течение этого времени не было препятствий у других наследников для обращения к нота­риусу. У истца не имеется уважительных причин для восстановления срока для принятия наследства.

Третье лицо - нотариус по нотариальному округу Кирилловский район Рогожникова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Привлеченные в качестве третьих лиц - Тетерин Е.А., Тетерин В.А. пояснили, что они в права наследования после смерти Тетерина И. не вступали и не пытались оформить своих наследственных прав. Летом 2010 года сестра их отца - Моронова М.В. предложила оформить наследство после смерти отца. Полагали, что требования Тетерина А.А. должны быть удовлетворены.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Тетериным А.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, указанным в обоснование заявленных требований.

Судебная коллегия Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что после смерти Тетерина И.А., умершего <ДАТА>, открылось наследство в виде земельного участка в ... и расположенного на нём одноэтажного бревенчатого жилого дома с надворными постройками.

<ДАТА> го­да нотариусом по Кирилловскому нотариальному округу после смерти Тетерина И.А. выдано свидетельство о праве на наслед­ство по закону на вышеуказанный жилой дом на имя Райковой Л.В.

Статья 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает критерии, в соответствии с которыми определяются лица, не имеющие права наследовать имущество умершего, хотя бы они и были упомянуты в завещании или входили в призываемую к наследству очередь наследников, а также имеют обязательную долю в наследстве.

К недостойным наследникам закон относит граждан, которые своими противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали или пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.

Исходя из смысла названной нормы Закона, обстоятельства, которые по мнению истца служат основанием для признания лица не имеющим права наследовать, должны быть установлены в приговоре суда, вступившем в законную силу, в решении по гражданскому делу.

Таких судебных постановлений в отношении Райковой Л.В. не имеется.

Невнесение Тетерина А.А. в качестве наследника второй очереди при оформлении наследственного дела нельзя расценивать как действия, направленные против другого наследника и способ увеличения причитающейся ответчице доли наследственного имущества.

Отказывая в удовлетворении требований Тетерина А.А. о признании Райковой Л.В. недостойным наследником, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств противоправности в действиях Райковой Л.В. по отношению к наследодателю, другим наследникам, наследственному имуществу.

Правомерен вывод суда и об отказе в удовлетворении требований истца о восстановлении срока для принятия наследства.

По общему правилу, установленному ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.

Статья 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует основания и последствия принятия наследства за пределами сроков, установленных ст. 1154 вышеуказанного кодекса.

Согласно ст. 1155 по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Законом установлены способы принятия наследства: посредством подачи соответствующего заявления нотариусу или иному уполномоченному в соответствии с законом лицу либо в совершении наследником конклюдентных действий, с которыми закон связывает принятие наследства (ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что Тетерин А.А., регулярно приезжая в Кирилловский район, знал о смерти брата, имел возможность в установленный законом срок выразить свою волю в отношении наследуемого имущества.

Основанием восстановления в судебном порядке срока, установленного для принятия наследства, по заявлению наследника, пропустившего срок, закон признает обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока принятия наследства, которых Тетериным А.А., в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Доводы кассационной жалобы удовлетворению не подлежат по вышеуказанным основаниям.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кирилловского районного суда от 06 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тетерина А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200