Кассационное определение от 11 февраля 2011 года № 33-633



Судья Трещалов В.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 февраля 2011 года № 33-633

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Теплова И.П., Мальцевой Е.Г.,

при секретаре Яркиной К.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Веричевой С.А. на решение Устюженского районного суда от 27 января 2011 года, которым Веричевой С.А. в удовлетворении заявления об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района Вологодской области от 17 января 2011 года №... об отказе ей в регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования ... Устюженского муниципального района Вологодской области, выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

постановлением территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района от 17 января 2011 года №... Веричевой С.А. отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования ... Устюженского муниципального района Вологодской области в связи с тем, что оформление подписных листов не соответствовало пункту 3 статьи 36 Закона Вологодской области от 17 февраля 2003 года № 869-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области» (далее - Закон Вологодской области № 869-ОЗ).

Оспаривая правомерность принятого постановления, Веричева С.А. обратилась в суд с заявлением об отмене указанного постановления как незаконного.

Требования мотивировала тем, что допущенные ею сокращения в написании адреса ее места жительства, в связи с которыми подписные листы признаны недействительными, не препятствуют однозначному восприятию этих сведений и не являются основанием для отказа ее регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования ... Устюженского муниципального района Вологодской области.

На основании изложенного, заявитель просила отменить постановление территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района Вологодской области №... от 17 января 2011 года об отказе в регистрации Веричевой С.А., как кандидата на должность главы муниципального образования ... Устюженского муниципального района Вологодской области.

В судебном заседании заявитель Веричева С.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района Вологодской области Вьюгина С.А. заявленные требования не признала. Указала, что форма подписного листа, порядок его заполнения и заверения устанавливаются законом. Представленные подписные листы не соответствуют требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также закону Вологодской области № 869-ОЗ от 17 февраля 2003 года «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области».

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Веричева С.А. ставит вопрос об отмене судебного постановления ввиду неправильного применения норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.

В возражениях на кассационную жалобу представитель территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района Вьюгина С.А. и исполняющий обязанности прокурора Устюженского района Вологодской области Усов А.В. просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Веричевой С.А. без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, представленных возражений, приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального Закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Порядок организации и проведения выборов главы муниципального образования Вологодской области определен Законом Вологодской области № 869-ОЗ от 17 февраля 2003 года «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области», пунктом 2 статьи 34 которого предусмотрено, что количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, составляет 1 процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 36 названного Закона Вологодской области при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

Из материалов дела следует, что Веричевой С.А. для регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования ... Устюженского муниципального района Вологодской области было представлено ... подписных листа, содержащих ... подписей избирателей.

Итоговым протоколом проверки подписных листов от 14 января 2011 года все ... подписей в представленных Веричевой С.А. подписных листах признаны недействительными в связи с неполнотой данных о лице, удостоверяющем подписные листы.

17 января 2011 года территориальной избирательной комиссией Устюженского муниципального района Вологодской области вынесено постановление №... об отказе Веричевой С.А. в регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования ..., выдвинутой в порядке самовыдвижения, в связи с признанием всех подписей в подписных листах недействительными из-за несоответствия оформления подписных листов пункту 3 статьи 36 Закона Вологодской области № 869-ОЗ от 17 февраля 2003 года «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области» - при заверении Веричевой С.А. подписных листов в ее адресе отсутствуют сведения о номере дома и номере квартиры.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района Вологодской области от 17 января 2011 года №..., суд первой инстанции исходил из того, что допущенные Веричевой С.А. нарушения являются существенными, обжалуемое постановление является законным и обоснованным.

Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции ошибочным.

В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1), а также избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2).

Судом установлено, что Веричева С.А. производила сбор подписей в свою поддержку, как кандидата на должность главы муниципального образования ... Устюженского муниципального района Вологодской области.

В подписных листах в графе о месте жительства кандидата содержатся следующие сведения: «<адрес>».

В графе «Подписной лист удостоверяю» сведения об адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, указаны следующим образом: «<адрес>».

Понятие адреса места жительства определено в пункте 5 статьи 2 Федерального Закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.

В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений.

Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, либо кандидата, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.

Принимая во внимание изложенное, анализируя представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что допущенные заявителем сокращения в написании адреса места жительства (номера дома и номера квартиры) при заверении ею подписных листов при наличии точных данных о ее адресе места жительства, как кандидата, содержащихся на первой странице подписных листов, не препятствуют однозначному восприятию этих сведений и основанием для отказа в регистрации Веричевой С.А., как кандидата на должность главы муниципального образования Леонтьевское Устюженского муниципального района Вологодской области, в порядке самовыдвижения, являться не могут.

При таких обстоятельствах решение суда законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства дела судом установлены, но им дана неправильная правовая оценка, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных Веричевой С.А. требований.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Устюженского районного суда от 27 января 2011 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Веричевой С.А. удовлетворить.

Постановление территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района №... от 17 января 2011 года об отказе в регистрации кандидату на должность главы муниципального образования ... Устюженского муниципального района Вологодской области Веричевой С.А. , выдвинутой в порядке самовыдвижения – отменить.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: И.П. Теплов

Е.Г. Мальцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200