кассационное определение № 33-717 от 18 февраля 2011 года



Судья Давыдова О.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 февраля 2011 года № 33- 717

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Жаворонковой В.А.,

судей Игошевой Г.Н., Теплова И.П.,

при секретаре Изотовой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Голосовой А.Н. по доверенности Усова В.О. на решение Вологодского городского суда от 13 декабря 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований Голосовой А.Н. отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Игошевой Г.Н., объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Стрекаловой Л.Н., судебная коллегия

установила:

Голосова А.Н. обратилась с иском в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании договора дарения квартиры заключенным.

В обоснование исковых требований указала, что 11 мая 2010 года Б. выдал на ее имя доверенность с полномочиями на приобретение квартиры в г. Вологде и регистрации на него право собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.

Вариант квартиры для покупки был подобран, однако денежных средств, с учетом денежной выплаты, предоставленной отцу на основании ФЗ «О ветеранах» было недостаточно, в связи с чем Голосова А.Н. оформила кредит на сумму ... рублей в банке ... сроком на 5 лет, которые внесла за покупку квартиры.

По договору купли-продажи квартиры от 09 июня 2010 года Голосова А.Н. купила для Б.Н. однокомнатную квартиру общей площадью ... кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Право собственности Б.Н. на жилое помещение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 10 июня 2010 года.

Отец решил подарить ей квартиру и доверенностью от 07 июня 2010 года уполномочил свою внучку и ее дочь - Г.А. совершить указанную сделку. Голосова А.Н. доверенностью от 15 июня 2010 года уполномочила В.В. принять в дар квартиру от отца.

12 июля 2010 года договор дарения квартиры был подписан, документы в этот же день сданы на регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.

<ДАТА> Б.Н. умер. Государственная регистрация договора дарения квартиры и перехода права собственности приостановлена, однако воля ее отца о передаче ей в дар квартиры выражена и подтверждена документально.

Просила суд:

- признать договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, от 12 июля 2010 года, дарителем по которому является Б.Н., одаряемой - Голосова А.Н. , заключенным;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области совершить государственную регистрацию договора дарения указанной квартиры от 12 июля 2010 года и перехода права собственности на Голосову А.Н. .

В судебном заседании представитель истца Голосовой А.Н. по доверенности Усов В.О. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области по доверенности Стрекалова Л.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что документы проходят правовую экспертизу в течение 1 месяца. Срок окончания регистрации - 09 августа 2010 года, даритель умер <ДАТА> до окончания срока регистрации, в связи с чем договор остался незаключенным.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе представитель Голосовой А.Н. по доверенности Усов В.О. просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, указывает, что все необходимые юридически значимые действия до завершения процесса государственной регистрации были произведены, воля сторон сделки выражена в представленных документах и не имеет пороков, в связи с чем должна быть исполнена.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства РФ.

Материалами дела установлено, что собственником однокомнатной квартиры общей площадью ... кв.м. №... в доме №... по <адрес> являлся Б.Н., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10 июня 2010 года сделана запись регистрации №... (л.д.31).

Доверенностью от 07 июня 2010 года Б.Н. уполномочил Г.А. подарить Голосовой А.Н. принадлежащую ему на праве собственности упомянутую выше квартиру (л.д.32).

12 июля 2010 года договор дарения с требуемыми документами сдан на государственную регистрацию, дата окончания срока регистрации - 09 августа 2010 года (л.д.36-37).

<ДАТА> Б.Н. скончался ( л.д.38).

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности указанной квартиры отказано.

Истец поставила в суде вопрос о признании договора дарения заключенным с возложением на регистрирующий орган обязанности осуществить государственную регистрацию договора дарения.

При разрешении спора суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно части 3 статьи 574 и части 3 статьи 433 Гражданского кодекса РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его регистрации.

В соответствии со статьей 16 Закона Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им ( ими ) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

В силу статьи 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность.

При таких обстоятельствах и с учетом приведенных норм права, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Решение суда не противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона.

Кассационная жалоба представителя Голосовой А.Н. - Усова В.О. не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

Ссылка в жалобе на совершение в полном объеме и в соответствии с законом всех необходимых юридически значимых действий до завершения процесса государственной регистрации и выражение воли сторон сделки не может служить основанием к отмене решения суда при указанных выше обстоятельствах.

Довод жалобы об отсутствии оснований для приостановления и отказа государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности на квартиру не может быть признан состоятельным, поскольку такие действия регистрирующего органа не оспорены в установленном порядке и не признаны незаконными. Права истца не нарушены.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 13 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Голосовой А.Н. по доверенности Усова В.О. – без удовлетворения.

Председательствующий: В.А. Жаворонкова

Судьи: Г.Н. Игошева

И.П.Теплов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200