Судья Леонова И.М.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2011 года № 33-763
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Билевой Л.И., Беляковой В.Н.,
при секретаре Яркиной К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Териной Я.В. на решение Вологодского городского суда от 23 декабря 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований Териной Я.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., объяснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда по доверенности Лебедевой Е.Л., судебная коллегия
установила:
Терина Я.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области о признании отказа в назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца незаконным.
В обоснование иска указала, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда ей было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца согласно ст. 9 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с тем, что по представленным документам подтвердить ее нахождение на иждивении отца Т. не представляется возможным. Документально не подтверждается, что по состоянию на дату смерти Т. она находилась на полном содержании отца и получала от него помощь, которая была постоянным и основным источником средств к существованию.
С таким решением не согласна, поскольку ею были представлены документы о том, что она является студенткой очной формы обучения, а также о регистрации в квартире отца по адресу: ..., где она периодически проживала. Т. являлся злостным неплательщиком алиментов на ее содержание с февраля 2001 года и по дату своей смерти, что подтверждается справкой о задолженности по алиментам.
Просила признать данное решение незаконным, нарушающим ее права на получение пенсии по случаю потери кормильца; обязать ответчика назначить ей пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с законом.
В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности Постникова С.Н. требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить, назначить Териной Я.В. пенсию по случаю потери кормильца с 11.02.2010. Утверждают, что истица проживала вместе со своим отцом, он покупал ей продукты, одежду. Факт неуплаты алиментов подтверждает, что истица находилась на иждивении своего отца.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда по доверенности Андреева С.Н. иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснила, что иждивение не требует доказательств только в случаях, когда ребенок не достиг 18-летнего возраста. В данном случае факт иждивения необходимо подтвердить документально, истицей не представлены квитанции, подтверждающие, что отец покупал ей одежду и продукты.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Терина Я.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и указывая на прежние обстоятельства, на законность своих требований.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда.
Судом с достоверностью установлено, что отец истицы – Т. умер .... При этом Терина Я.В., ... года рождения является студенткой ... ... университета и хотя зарегистрирована в квартире отца по адресу ..., однако фактически там не проживает, что подтверждается тем, что в исковом заявлении, в заявлении в Пенсионный фонд, в кассационной жалобе ею указан адрес: ....
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Териной Я.В. было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Как правильно указал в своем решении суд, согласно п.1 ч.2 ст. 9 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Отнесение к таким лицам совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных учреждениях с отрывом от производства, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства: специфика организации учебного процесса в рамках очной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности.
Однако, из смысла ч.1 ст. 9 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», очевидно, что право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца при условии нахождения на его иждивении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доказательств нахождения Териной Я.В. на иждивении отца суду не представлено.
Согласно ст.56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Решение суда постановлено на основе представленных доказательств.
Ссылки Териной Я.В. на справку о размере задолженности ее отца по алиментам на ее содержание, как на доказательство того, что отец фактически содержал ее, лишены оснований.
Все представленные сторонами доказательства были исследованы судом первой инстанции в соответствии со ст.67 ГПК Российской Федерации, в соответствии с которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах дела решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда от 23 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Териной Я.В. без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н.Бочкарева
Судьи: Л.И. Билева
В.Н. Белякова