кассационное определение № 33-773 от 25 февраля 2011 года



Судья Леонова И.М.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 февраля 2011 года № 33-773

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Билевой Л.И., Беляковой В.Н.,

при секретаре Яркиной К.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Курзенева Ю.М. на решение Вологодского городского суда от 29 декабря 2010 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований Курзеневу Ю.М. отказать.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., объяснения Курзенева Ю.М., представителя Департамента труда и социального развития Вологодской области по доверенности Квасниковой В.В., судебная коллегия

установила:

Курзенев Ю.М. обратился в суд с иском к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о включении в стаж государственной службы периода его работы с 02.11.1972 по 18.10.1982.

В обоснование иска указал, что в последнее время перед пенсией работал в Администрации ..., вышел на пенсию. В стаж государственной службы для начисления пенсии за выслугу лет ему не зачли период работы с 02.11.1972 по 18.10.1982 в ... институте ... поскольку постановления Совета Министров СССР о создании этого института не имеется.

На его обращение первый заместитель губернатора области Рябишин В.В. направил ходатайство в адрес начальника Департамента труда и социального развития области, с просьбой рассмотреть документы для включения периода работы истца в ... в стаж государственной службы. Из Департамента труда и социального развития Вологодской области документы были направлены в Департамент государственной службы.

Департамент государственной службы требует от истца предоставить положение об институте, которое не сохранилось, в архив не поступало, так как оно не требуется для хранения. На его обращение в ОАО ... получил справку, в которой указано, что институт действительно осуществлял отдельные функции государственного управления в области жилищно-гражданского строительства. Просит суд обязать соответствующие органы включить в его стаж государственной службы период работы в ... с 2 ноября 1972 года по 18 октября 1982 года.

В судебном заседании истец и его представитель по ордеру адвокат Васенцев А.Н. требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Представитель пояснил, что истец просил подтвердить период госслужбы, не просил назначать надбавку к пенсии в данном иске.

В судебное заседание представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области не явился, представлен письменный отзыв, в котором просили в удовлетворении исковых требований Курзеневу Ю.М. отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебном заседании представитель третьего лица Департамента труда и социального развития Вологодской области по доверенности Квасникова В.В. иск не признала. Пояснила, что по закону право на пенсию определяется Департаментом строительства, промышленности и энергетики Вологодской области, они и должны были подготовить ходатайство. Если бы они не имели статус юридического лица, истцу надо было бы обращаться в Правительство Вологодской области. В Регламенте Правительства области прописана процедура проверки документов. Департамент труда и социального развития Вологодской области готовит проекты распоряжений Губернатора, проверяют качество представленных документов, несут за это ответственность. Истец осуществлял трудовую деятельность не в Госстрое, а в самостоятельной организации - институте, который был подведомственен Госстрою, управленческих функций институт не выполнял.

В судебное заседание представитель третьего лица Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области не явился, извещен надлежащим образом.

Судом вынесено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Курзенев Ю.М. просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на его незаконность и указывая, что ... институт ... входит в состав Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, в свою очередь наделенными правами государственного управления. Госстрой СССР и Госгражданстрой имели полное право передавать часть управленческих функций институту, поскольку он находился в единой системе. Институт создан волевым решением Совета Министров СССР и был наделен функциями государственного управления.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда.

Судом установлено, что Курзенев Ю.М. замещал должность государственного служащего в Департаменте ... области с 06.04.1993 года по 12.05.1998 года и был уволен в связи с сокращением штатов. На момент увольнения являлся пенсионером по старости.

Обратился с требованием о включении периода его работы со 2 ноября 1972 года по 18 октября 1982 года в должности начальника (заведующего) комплексным отделом ... который не был включен в его стаж государственной службы.

Отказывая в удовлетворении заявленного Курзеневым Ю.М. требования, суд в своем решении правомерно указал на отсутствие достаточных оснований для включения в стаж государственной службы истца спорного периода.

Данный вывод суда следует признать правомерным с учетом следующего.

Порядок установления пенсии за выслугу лет регулируется законами Вологодской области от 05 июля 1996 года № 87-03 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных гражданских служащих области» (с последующими изменениями) и от 02 апреля 1997 года № 144- 03 «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области» (с последующими изменениями).

Согласно закону Вологодской области от 05 июля 1996 года № 87-03 пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим должности государственных служащих области, при наличии стажа государственной службы у мужчин 12 лет 6 месяцев, у женщин 10 лет и только после назначения пенсии в соответствии с федеральным пенсионным законодательством.

В данном случае, в соответствии с законом Вологодской области от 02 апреля 1997 года № 144-03 в стаж государственной службы Курзенева Ю.М. для установления пенсии за выслугу лет в бесспорном порядке был засчитан только период продолжительностью 8 лет 9 месяцев 22 дня (при требуемом для установления указанной пенсии стаже государственной службы для мужчин - 12 лет 6 месяцев). В данный период включена служба в армии по призыву, исчисленная в двойном размере и период работы в Департаменте ... области с 6 апреля 1993 года по 12 мая 1998 года.

Для назначения пенсии за выслугу лет требуется ходатайство о назначении пенсии перед Губернатором области руководителя организации, из которой гражданин вышел на пенсию. В данном случае такого ходатайства на имя Губернатора области никем из уполномоченных лиц не оформлялось, что нашло отражение в решении суда.

Следует признать правомерным и вывод суда об отсутствии оснований для включения спорного периода в стаж государственной службы, поскольку это не предусмотрено действующим областным законодательством.

Доводы кассационной жалобы о том, что занимая должность начальника (заведующего) комплексным отделом ... подлежит включению в стаж государственной службы в связи с тем, что ... жилища был создан постановлением Совмина СССР от 21.08.1963 года с возложением отдельных обязанностей по государственному управлению, лишены оснований, поскольку

речь идет о применении областного законодательства, которое регулирует не государственное пенсионное обеспечение, а дополнительное, которое проводится за счет средств области.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Аналогичное положение сформулировано в пункте 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором указано, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно закону Вологодской области № 144-03 «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской службы в Вологодской области» в стаж государственной гражданской службы области могут быть включены периоды замещения должностей в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления.

При этом, на момент выхода Курзенева Ю.М. на пенсию, на май 1998 года действовала иная редакция Закона Вологодской области № 144-ОЗ «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж государственной службы лицам, замещающим государственные должности и должности государственных служащих Вологодской области», согласно которой, ( статья 3) к иным периодам трудовой деятельности, учитываемым при исчислении стажа государственной службы, относилось время работы на должностях руководителей и специалистов: в объединениях союзного и республиканского подчинения, государственных концернах, ассоциациях, других государственных организациях, созданных на базе ликвидированных министерств и ведомств, их главных управлений, а также на основании официального разъяснения Министерства труда Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации - в иных организациях и учреждениях, выполнявших в соответствии с законодательством функции государственного управления.

Это же требование было предусмотрено и законом Вологодской области № 87-ОЗ от 05.07.1996 года «О порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных служащих области».

В ныне действующей редакции, на основании которой истец просит включить спорный период в его стаж государственной службы, закон области действует только с 2002 года.

Документов, подтверждающих, что на момент выхода на пенсию Курзенева Ю.М. имелось официальное разъяснение Министерства труда Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации о возможности включения в стаж государственной службы периодов работы в иных организациях и учреждениях, выполнявших в соответствии с законодательством функции государственного управления, суду не представлено и при рассмотрении дела судом не добыто.

И после 2002 года не имеется разъяснений, которые бы позволили включать в стаж государственной службы работу в ... институте.

Как правильно указал в своем решении суд, при рассмотрении иска достоверно установлено, что выполняемые институтом функции не относились к функциям государственного управления. В постановлении Совета Министров СССР от 21 августа 1963 года № 903 частично названы функции ...: научно-методическое руководство зональными институтами, рассмотрение и представление на утверждение типовых проектов, разработанных зональными институтами, но они не определены как функции государственного управления.

При этом судом учтено, что и федеральное законодательство при исчислении стажа государственной службы федеральным государственным служащим, в целях установления им пенсии за выслугу лет, не относит различные научно- исследовательские институты к организациям, учреждениям, осуществлявшим отдельные функции государственного управления (Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2002 № 1413; пункт 8 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.12.2004 №312).

Других доводов кассационная жалоба не содержит.

Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении фактам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, перечисленных в статье 362 ГПК Российской Федерации не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 29 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Курзенев Ю.М. без удовлетворения.

Председательствующий: И.Н.Бочкарева

Судьи: Л.И. Билева

В.Н. Белякова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200