Судья Гоглева Н.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 04 марта 2011 года № 33-892
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жаворонковой В.А.,
судей Игошевой Г.Н., Чернышовой Н.Э.,
при секретаре Изотовой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента городского хозяйства Администрации <адрес> на решение Вологодского городского суда от 17 января 2011 года, которым на Департамент городского хозяйства Администрации г. Вологды возложена обязанность оснастить искусственным освещением улицы, дороги с регулярным транспортным движением в городе Вологде, а именно: ул. <адрес> (участок от ул. <адрес> до <адрес>), перекресток ул. <адрес> – <адрес>, ул. <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>), <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>), ул. <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>), <адрес> (на участке от ул. <адрес> до жилого дома №...), <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>).
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Игошевой Г.Н., объяснения представителя Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды - Семеновой И.А, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
19 ноября 2010 года прокурор города Вологды в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации города Вологды о понуждении к организации стационарного электроосвещения.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено отсутствие искусственное освещение улиц, что является нарушением требований строительных норм и правил СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утвержденных постановлением Минстроя РФ от 02 августа 1995 года и ГОСТ Р 50597-93.
Просил суд обязать Администрацию города Вологды оснастить искусственным освещением улицы, дороги с регулярным транспортным движением в городе Вологде.
Определением суда от 22 декабря 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Соколова Е.А. уточнила исковые требования, просила обязать Департамент городского хозяйства Администрации г. Вологды оснастить искусственным освещением улицы, дороги с регулярным транспортным движением, а именно: ул. <адрес> (участок от ул. <адрес> до <адрес>), перекресток ул. <адрес>, ул. <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>), ул. <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>), <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>), <адрес> (на участке от ул. <адрес> до жилого дома №...), <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>). От заявленных требований к Администрации г. Вологды отказалась.
Представитель ответчика Администрации г. Вологды по доверенности Малафеевская М.Г. иск не признала, пояснила, что Администрация г. Вологды не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации г. Вологды по доверенности Семенова И.А. возразила против заявленных требований, пояснила, что на ул. <адрес> (участок от ул. <адрес> до <адрес>) строительство сети наружного освещения запланировано в 2011 году. Выполнен проект по строительству сети наружного освещения ул. <адрес> в городе Вологде (муниципальный контракт №... от 1 декабря 2010 года). На перекрестке ул. <адрес> строительство сети наружного освещения запланировано в 2011 году. Выполнен проект по строительству сети наружного освещения кольцевой развязки <адрес> в городе Вологде (муниципальный контракт №... от 25.05.2009 года). На указанные участки выделены бюджетные ассигнования в размере ... на 2011 год по статье «Уличное освещение» (Бюджет города Вологды на 2011 год и на плановые периоды 2012 и 2013 годы»). На ул. <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>) выполнен проект по строительству сети наружного освещения <адрес>, нечетная сторона (участок от <адрес> до кольцевой развязки на <адрес>) в городе Вологде (муниципальный контракт №... от 7 декабря 2010 года). Работы по проектированию и строительству сетей уличного освещения включены в Инвестиционный проект по строительству сетей наружного освещения на 2011- 2014 годы (запланированы работы в 2012 году по проекту). Ул. <адрес> по четной стороне оснащены светильниками наружного освещения. По <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>) работы по проектированию и строительству сетей уличного освещения включены в Инвестиционный проект по строительству сетей наружного освещения на 2011- 2014 годы (работы запланированы в 2014 году по проекту). На <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>) выполнен проект по строительству сети наружного освещения <адрес>, нечетная сторона (от <адрес> до <адрес>) в городе Вологде (муниципальный контракт №... от 10 декабря 2010 года). Работы по проектированию и строительству сетей уличного освещения включены в Инвестиционный проект по строительству сетей наружного освещения на 2011-2014 годы (работы запланированы в 2013 году по проекту). <адрес> по четной стороне оснащена светильниками наружного освещения. На <адрес> (на участке от <адрес> до д. <адрес>) работы по проектированию и строительству сетей уличного освещения включены в Инвестиционный проект по строительству сетей наружного освещения на 2011-2014 годы (работы запланированы в 2014 году по проекту). На <адрес> (на участке от ул. <адрес> до жилого дома №...) в 2011 году планируется капитальный ремонт улицы <адрес> от <адрес> до <адрес> в г. Вологде, куда входит данный участок. Проектом ремонта улицы будет предусмотрено устройство сетей наружного освещения на указанном участке.
Представитель третьего лица УВД по г. Вологде в судебном заседании по доверенности Селиванов Е.Н. полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению, пояснил, что в нарушение требований действующего законодательства искусственное освещение на указанных выше улицах отсутствует.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды просит изменить решение суда и принять новое решение, в котором указать следующие сроки оснащения искусственным освещением улиц, дорог с регулярным транспортным движением в городе Вологде:
- ул. <адрес> (участок от ул. <адрес> до <адрес>) до 31 декабря 2012 года;
- перекресток ул. <адрес> – <адрес> до 31 декабря 2013 года;
- ул. <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>) – до 31 декабря 2011 года;
- <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>) – до 31 декабря 2012 года;
- <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>) – до 31 декабря 2011 года;
- <адрес> (на участке от ул. <адрес> до жилого дома №...) – до 31 декабря 2014 года;
- <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>) – до 31 декабря 2012 года.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, освещение улиц.
Решением Вологодской городской Думы от 29 сентября 2007 года №... учрежден орган Администрации города Вологды – Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды, основными задачами которого являются, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Вологда», осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация освещения улиц.
В соответствии с пунктами 3.5, 3.5.3 Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29 сентября 2007 года №... в соответствии с возложенными на него задачами Департамент осуществляет организацию освещения улиц, разрабатывает муниципальные программы в сфере освещения, осуществляет контроль за освещением улиц.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 15 ноября 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Государственным стандартом «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93) установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пунктам 4.6.1 и 4.6.4 ГОСТа Р 50597-93 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 люкс, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 люкс.
Строительными нормами и правилами СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утвержденными постановлением Минстроя РФ от 02 августа 1995 года № 18-78 (далее - СНиП 23-05-95) также предусмотрена обязанность по освещению улиц, дорог с регулярным транспортным движением, искусственным освещением.
В результате проведенной прокуратурой города Вологды проверки соблюдения безопасности дорожного движения Администрацией города Вологды, выявлено, что на ул. <адрес> (участок от ул. <адрес> до <адрес>), перекрестке ул. <адрес> – <адрес>, ул. <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>), ул. <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>), ул. <адрес> (на участке от ул. <адрес> до жилого дома №...), ул. <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>) отсутствует искусственное освещение, что влияет на безопасность дорожного движения.
Принимая во внимание, что ответчиком не обеспечено выполнение требований Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», ГОСТа Р 50597-93 и СНиП 23-05-95, суд первой инстанции правомерно возложил на Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды обязанность по организации искусственного освещения указанных выше улиц и дорог.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие в бюджете города Вологды денежных средств, достаточных для выполнения строительства сетей наружного освещения на всех вышеуказанных участках не может быть принята во внимание, поскольку отсутствие освещения может повлечь за собой увеличение количества дорожно-транспортных происшествий.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, не установлено.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда от 17 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды – без удовлетворения.
Председательствующий: В.А. Жаворонкова
Судьи: Г.Н. Игошева
Н.Э.Чернышова