Кассационное определение №33-1056 от 11 марта 2011 года



Судья Мельникова Л.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 марта 2011 года № 33-1056

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Аганесовой О.Б.,

судей Слепухина Л.М., Маклаковой Н.С.,

при секретаре Михайловой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Алферовой Л.И. на решение Вологодского городского суда от 22 ноября 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований Алферовой Л.И. отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения представителя Алферовой Л.И. по доверенности Заевой Г.В., поддержавшей жалобу, судебная коллегия

установила:

Алферова Л.И. обратилась в суд с иском к Администрации г. Вологды о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование иска указала, что до 1995 года она проживала в Казахстане. Ее муж Алферов В.Г. - участник ВОВ, умер <ДАТА>. В мае 1995 года она переехала в г.Вологду, где проживает сын с семьей, 06.05.1995 получила статус вынужденного переселенца и комнату площадью 11,5 кв.м по адресу: <адрес>, где была зарегистрирована с 15.12.1995. С учетом пожилого возраста, состояния здоровья, чтобы в дальнейшем не остаться без жилья в декабре 2006 года она подарила комнату внуку Заеву А.П., который в декабре 2007 года подарил комнату своей матери Заевой Г.В.

В настоящее время состояние здоровья истицы ухудшается, она нуждается в посторонней помощи, поэтому с мая 2010 года с ней зарегистрирована и проживает внучка Заева Ю.П.

Считает, что она не намеренно ухудшила свои жилищные условия, так как переехать к сыну не представляется возможным. Деревянный дом по адресу: <адрес>, в марте 2008 года сгорел, и квартира была признана непригодной для проживания. Внучка с 1989 года состоит на учете по предоставлению жилой площади, иной собственности не имеет.

28.06.2010 она обратилась с заявлением в жилищный отдел Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды о постановке на учет в очередь на улучшение жилищных условий, в чем ей было отказано на основании ст. 53 ЖК РФ. С указанным решением не согласна, поскольку не совершала действий по ухудшению своих жилищных условий с намерением состоять на учете в качестве нуждающейся.

Просила суд обязать Администрацию г.Вологды поставить ее, как вдову ветерана Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Заева Г.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель Администрации г.Вологды по доверенности Чеблакова Ю.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в постановлении об отказе в принятии на учет истицы в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Алферова Л.И., указывая прежние доводы, и ссылаясь на незаконность решения, просит его отменить.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований истица суду не представила, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено.

Разрешая спор, суд установил, что истец Алферова Л.И. зарегистрирована по адресу: <адрес> с 15.12.1995, в комнате площадью 11,5 кв.м., которая предоставлена ей как вынужденному переселенцу, что подтверждается копией удостоверения вынужденного переселенца Алферовой Л.И. №....

В соответствии с договором дарения от 07.12.2006, Алферова Л.И. подарила комнату Заеву А.П. в двухкомнатной квартире общей площадью 46,4 кв.м, в том числе жилой 28,1 кв.м, расположенную на третьем этаже девятиэтажного кирпичного жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается копией договора дарения от 07.12.2006 и свидетельством о государственной регистрации права серии №..., выданным УФРС по Вологодской области. После того, как 15.02.2010 ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, 25.05.2010 в указанной квартире была зарегистрирована внучка Заева Ю.П.

Уведомлением от 15 февраля 2010 года №... истцу сообщено об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с постановлением Главы г. Вологды от 22 июля 2010 года №....

Отказ мотивирован тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (изменение порядка пользования жилыми помещениями), до 07.12.2006 у Алферовой Л.И. была зарегистрирована в собственности комната по адресу: <адрес>, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека была более учетной нормы (10 кв.м), то есть Алферова Л.И. не являлась нуждающейся в жилых помещениях.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» необходимо обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

На основании п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (ч. 3.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах)».

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст.51 Жилищного кодекса РФ, где указано, что такими гражданами признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Статьей 2 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года №1307 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» установлены аналогичные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Кроме того, в силу статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу этой нормы Закона ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

В соответствии с п.2 и 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно вышеуказанным нормам закона члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета независимо от их имущественного положения. Данные обязательства являются расходными обязательствами федерального бюджета, которые переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей второй Закона Вологодской области от 06.04.2009 №1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены указанными государственными полномочиями по обеспечению жильем данной категории граждан за счет средств федерального бюджета, которые ими осуществляются на основании положений Закона Вологодской области от 29.06.2005 №1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан».

В целях реализации указанных полномочий органы местного самоуправления Вологодской области ведут учет этой категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по отдельным спискам.

Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства.

Отказывая в удовлетворении требований, суд правильно руководствовался приведенными выше федеральными законами, Указом Президента Российской Федерации, законом области, и пришел к правильному выводу о намеренном ухудшении Алферовой Л.И. своих жилищных условий дважды.

Поскольку срок, установленный ст. 53 ЖК РФ по истечении которого истица может быть вновь поставлена на учет на улучшение жилищных условий не истек, Администрация г.Вологды правомерно отказала ей в постановке в очередь на улучшение жилищных условий.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении требований Алферовой Л.И. следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 22 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Алферовой Л.И. – без удовлетворения.

Председательствующий: О.Б. Аганесова

Судьи: Л.М. Слепухин

Н.С. Маклакова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200