Судья Михеев Н.С.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 09 марта 2011 года № 33-1139
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Игошевой Г.Н., Теплова И.П.,
при секретаре Изотовой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Тюлевой Л.К. на решение Белозерского районного суда от 28 февраля 2011 года, которым в удовлетворении заявления Тюлевой Л.К. о возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Белозерского муниципального района Вологодской области внести изменения в решения №... от 21 января 2011 года «О перечне и количественном составе участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Главы Белозерского муниципального района» и №... от 14 февраля 2011 года «О формировании состава участковых избирательных комиссий по выборам Главы Белозерского муниципального района 13 марта 2011 года» отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителей территориальной избирательной комиссии Белозерского муниципального района Вологодской области Головкиной Т.А. и Осипова Д.Н., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
13 марта 2011 года назначены выборы Главы Белозерского муниципального района. Постановлением территориальной избирательной комиссии Белозерского муниципального района от 21 января 2011 года №... определен и количественный состав участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов. Постановлением территориальной избирательной комиссии Белозерского муниципального района от 14 февраля 2011 года №... сформирован состав участковых избирательных комиссий.
Тюлева Л.К. обратилась в суд с заявлением о возложении на территориальную избирательную комиссию Белозерского муниципального района обязанности внести изменения в постановления по формированию участковой избирательной комиссии по избирательному участку №... (Мондомский) и включить ее в состав комиссии.
В обоснование заявления указала, что 03 февраля 2011 года территориальная избирательная комиссия Белозерского муниципального района приняла у нее документы, необходимые для включения в состав участковой избирательной комиссии. Полагала, что поскольку документы она сдала первая, то имела преимущество перед другими претендентами. 14 февраля 2011 года территориальная избирательная комиссия Белозерского муниципального района отказала ей во включении в состав участковой избирательной комиссии. Считала, что созданная комиссия заинтересована в отсутствии избирателей, создает ненадлежащие условия для голосования. Предыдущие выборы показали, что в работе участковой избирательной комиссии имелись нарушения законодательства, которые могут повториться.
В судебном заседании Тюлева Л.К. требования уточнила, просила возложить на территориальную избирательную комиссию Белозерского муниципального района обязанность внести изменения в постановление №... от 21 января 2011 года в части увеличения количественного состава участковой избирательной комиссии по избирательному участку №... (Мондомский) с пяти до шести человек, а также внести изменения в постановление №... от 14 февраля 2011 года о включении ее в состав участковой избирательной комиссии по избирательному участку №... (Мондомский) шестым членом, либо заменить ею кого-либо из членов комиссии.
Председатель территориальной избирательной комиссии Белозерского муниципального района Вологодской области Головкина Т.А. заявленные требования не признала. Суду пояснила, что формирование участковых избирательных комиссий проходило в рамках действующего законодательства. Документы на участие в работе участковой избирательной комиссии по избирательному участку №... поступили от семи человек, в том числе от четырех человек, кандидатуры которых были выдвинуты политическими партиями. Представители партий были включены в комиссию на основании Методических рекомендаций по формированию избирательных комиссий, пятым членом комиссии была назначена М.А., которая имела опыт работы на выборах Президента Российской Федерации в 1992 году. В территориальную избирательную комиссию Белозерского муниципального района поступили также документы в отношении Р.С. и Тюлевой Л.К., их кандидатуры для включения в состав участковой избирательной комиссии были отклонены. Дополнительным основанием для отказа Тюлевой Л.К. послужило то, что она обладает неуравновешенным характером, с ней не пожелали работать остальные члены участковой избирательной комиссии.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Тюлева Л.К. просит решение изменить, указывает на отсутствие законных оснований для отказа во включении ее кандидатуры в состав участковой избирательной комиссии.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационного представления полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьей 19 Закона Вологодской области о 17 февраля 2003 года № 869-ОЗ «О выборах главы муниципального образования Вологодской области» участковые избирательные комиссии формируются избирательной комиссией муниципального образования не ранее чем за 30 и не позднее чем за 23 дня до дня голосования на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании области, политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», политических партий, выдвинувших областные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 76.1 закона области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области», предложений других политических партий и иных общественных объединений, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Срок приема предложений по составу участковой избирательной комиссии составляет 10 дней.
Участковая избирательная комиссия формируется в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка: до 1000 избирателей -3 – 9 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса; от 1001 до 2000 избирателей – 5 – 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса; более 2000 избирателей – 5 – 15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений.
Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Статьей 27 вышеуказанного Федерального закона установлен порядок формирования и полномочия участковых комиссий, согласно которого участковые комиссии формируются в период избирательной кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.
Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального
Образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, а также за пределами территории Российской Федерации, соответствующими должностными лицами.
Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации; избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Белозерского муниципального района от 21 января 2011 года №... определен перечень и количественный состав участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, в соответствии с которым количество членов участковой избирательной комиссии по избирательному участку №... (Мондомский) составило пять человек.
На основании постановления территориальной избирательной комиссии №... от 14 февраля 2011 года в состав участковой избирательной комиссии по избирательному участку №... (Мондомский) включены Б.Т. от политической партии «Единая Россия», Б.Н. от политической партии «КПРФ», Р.Н. от политической партии «ЛДПР», Р.Е. от политической партии «Справедливая Россия», М.А. от собрания избирателей.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что количественный состав участковой избирательной комиссии определен в соответствии с требованиями законодательства, исходя из числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка и сделал правильный вывод об отсутствии оснований для внесения изменений в постановление территориальной избирательной комиссии Белозерского муниципального района №... от 21 января 2011 года.
Состав участковой избирательной комиссии сформирован также правомерно с учетом пункта 4.4 Методических рекомендаций о порядке формирования избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2010 года, согласно которым рекомендуется включать всех представителей политических партий в состав участковой избирательной комиссии.
Включение кандидатуры пятого члена участковой избирательной комиссии – М.А. произведено правомерно, в рамках полномочий территориальной избирательной комиссии Белозерского муниципального района, оснований, препятствующих ее включению в состав комиссии не установлено.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности с доводами сторон и требованиями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе Тюлевой Л.К. в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белозерского районного суда от 28 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тюлевой Л.К. – без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: И.П. Теплов
Г.Н. Игошева