Судья Давыдова О.Н.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 08 апреля 2011 года № 33-1578
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Король И.Н.,
судей Чистяковой Н.М., Чернышовой Н.Э.,
при секретаре Яркиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Сошниковой В.В. по доверенности Сошникова Ю.В. на решение Вологодского городского суда от 03 февраля 2011 года, которым Сошниковой В.В. отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., судебная коллегия
установила:
Решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вологда Вологодской области (далее ГУ – УПФ Российской Федерации в г. Вологда) №... от <ДАТА> Сошниковой В.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как медицинскому работнику ввиду отсутствия требуемых 30 лет специального стажа.
По состоянию на 31 августа 2010 года стаж на соответствующих видах работ по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения исчислен пенсионным органом в размере 28 лет 2 месяца 25 дней.
Периоды работы Сошниковой В.В. с 02 сентября 1981 года по 01 декабря 1981 года и с 01 апреля 1982 года по 13 марта 1985 года в должности медсестры ... хирургического отделения ... городской больницы, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 14 марта 1985 года по 30 июня 1985 года и в отпуске по уходу за ребенком с 01 июля 1985 года по 01 октября 1986 года зачтены в специальный стаж в календарном порядке. Льготный порядок исчисления как один год работы за один год и шесть месяцев не применен со ссылкой на то, что Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, данная должность не предусмотрена, поименована только должность «операционная медицинская сестра», а также на то, что пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2002 года № 781, предусматривает льготы по исчислению стажа только за работу (л.д.9 -10).
Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, Сошникова В.В. обратилась в суд с иском ГУ – УПФ Российской Федерации в г. Вологда. Просила обязать ответчика включить на льготных условиях (один год работы как один год и шесть месяцев) в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, спорные периоды: с 02 сентября 1981 года по 01 декабря 1981 года; с 01 апреля 1982 года по 13 марта 1985 года; с 14 марта 1985 года по 30 июня 1985 года; с 01 июля 1985 года по 01 октября 1986 года, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 01сентября 2010 года.
В обоснование требований указала, что действующее в период ее работы законодательство определяло льготный порядок исчисления пенсии для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля, стационаров. Должность медицинской сестры относится к среднему медицинскому персоналу. Полагала, что в данном случае должен сохраняться принцип предсказуемости законодательной политики, право, приобретенное ею до изменения законодательства, должно сохраняться и уважаться властями. В отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком она находилась до введения в действе закона, изменяющего статью 167 Кодекса законов о труде РСФСР, предусматривающей включение вышеуказанных периодов в специальный стаж.
В ходе судебного разбирательства Сошникова В.В. исковые требования уточнила. Просила признать незаконным и не порождающим правовых последствий отказ ГУ – УПФ Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области от <ДАТА> №..., обязать ответчика включить на льготных условиях в специальный стаж периоды ее работы с 02 сентября 1981 года по 01 декабря 1981 года, с 01 апреля 1982 года по 13 марта 1985 года, с 14 марта 1985 года по 30 июня 1985 года, с 01 июля 1985 года по 01 октября 1986 года, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения 01сентября 2010 года (л.д.12).
В судебном заседании представитель Сошниковой В.В. Сошников Ю.В. исковые требования просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлениях.
ГУ – УПФ Российской Федерации в г. Вологда о времени и месте судебного разбирательства извещено, представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.18).
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе представитель Сошниковой В.В. по доверенности Сошников Ю.В. просит об отмене решения суда по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права. Указывает, что судом не приняты во внимание требования постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 (пункт 11), позволяющие по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии, периоды работы до 01 января 2002 года исчислять на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 применению к урегулированию спорных правоотношений не подлежит, а по ранее действовавшему законодательству спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки следует, что в период с 02 сентября 1981 года по 01 декабря 1981 года и в период с 01 апреля 1982 года по 01 октября 1986 года Сошникова В.В. работала в должности медицинской сестры ... хирургического отделения ... городской больницы ... (л.д. 21). Справкой муниципального учреждения здравоохранения ... городская больница ... от <ДАТА> №... подтверждается, что в указанный выше период трудовой деятельности Сошниковой В.В. с 14 мая 1985 года по 30 июня 1985 года на основании листка временной нетрудоспособности был предоставлен отпуск по беременности и родам, а с 01 июля 1985 года по 06 мая 1986 года частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1 года и отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с 06 мая 1986 года по 01 ноября 1986 года (л.д.7).
Указанные периоды зачтены ответчиком в специальный стаж истицы в календарном порядке, а отказ в удовлетворении её исковых требований о зачете их в льготном исчислении суд мотивировал тем, что в эти периоды она работала в должности медицинской сестры процедурного кабинета по внутривенным инъекциям, а эта должность не предусмотрена ни постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, ни постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464. Кроме того, со ссылкой на Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и шесть месяцев, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, которым предусмотрена должность «операционная медицинская сестра», суд сделал вывод о том, что должностной инструкцией Сошниковой В.В. как медицинской сестры палатной хирургического отделения ... МУЗ «... городская больница ...» обязанности операционной медицинской сестры не предусмотрены.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно действовавшему до 01 ноября 1999 года пункту 2 Списка профессий должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, работа в должности среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, как один год работы в этой должности и подразделении за один год и шесть месяцев.
Данный перечень не ограничивал право на льготное исчисление стажа медицинских сестер отделений хирургического профиля стационаров в зависимости от наименования их должности и функциональных обязанностей, и распространял свое действие на отношения, возникшие до его принятия.
Следовательно, период работы Сошниковой В.В. в должности медицинской сестры ... хирургического отделения МУЗ «... городская больница ...» подлежит включению в специальный стаж с применением льготного исчисления как один год работы за один год и шесть месяцев.
При этом в соответствии с редакцией статьи 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей до 06 октября 1992 года, и пунктом 7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Таким образом, периоды нахождения Сошниковой В.В. в отпуске по беременности и родам с 14 марта 1985 года по 30 июня 1985 года и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 01 июля 1985 года по 01 октября 1986 года, так же должны при подсчете специального стажа учитываться в льготном исчислении.
На основании вышеизложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Учитывая, что юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, но получили неправильную правовую оценку, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении требований истицы в полном объеме.
Ответчиком специальный стаж Сошниковой В.В. определен в 28 лет 2 месяца 25 дней. Спорные периоды в календарном исчислении составляли 4 года 9 месяц 1 день и зачтены в специальный стаж в таком исчислении. С применением льготного порядка к периодам работы Сошниковой В.В. с 02 сентября 1981 года по 01 декабря 1981 года и с 01 апреля 1982 года по 13 марта 1985 года в должности медицинской сестры ... хирургического отделения ... городской больницы, и в период предоставленных по этой должности отпусков по беременности и родам с 14 марта 1985 года по 30 июня 1985 года и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 01 июля 1985 года по 01 октября 1986 года, включению в стаж подлежало 7 лет 1 месяц 16 дней. С учетом подлежащей зачету в специальный стаж разницы в размере 2 года 4 месяца 15 дней, на момент обращения в пенсионный орган специальный стаж Сошниковой В.В. составил 30 лет 7 месяцев 10 дней, что дает ей право на назначение трудовой пенсии досрочно в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, независимо от возраста.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда от 03 февраля 2011 года отменить.
Принять по делу новое решение:
Признать решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области от <ДАТА> №... об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Сошниковой В.В. недействительным и не порождающим правовых последствий.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области зачесть Сошниковой В.В. в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периоды её работы с 02 сентября 1981 года по 01 декабря 1981 года и с 01 апреля 1982 года по 13 марта 1985 года в должности медицинской сестры ... хирургического отделения ... городской больницы ..., и периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с 14 марта 1985 года по 30 июня 1985 года, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 01 июля 1985 года по 01 октября 1986 года.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области назначить Сошниковой В.В. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за её назначением - с 01 сентября 2010 года.
Председательствующий:
Судьи: