Судья Жидкова О.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 06 апреля 2011 года № 33-1465
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Осиповой И.Г.,
судей Чернышовой Н.Э., Чистяковой Н.М.,
при секретаре Любченко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ершовой Е.Г. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 17 февраля 2011 года, которым исковые требования Ершовой Е.Г. о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате трудовой пенсии по случаю потери кормильца и возложении на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце и Череповецком районе Вологодской области обязанности по назначению и выплате пенсии по случаю потери кормильца на несовершеннолетнюю Е.К.Н. за период с января 2007 года по июнь 2009 года оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., объяснения представителя Ершовой Е.Г. – Саурина Р.А., судебная коллегия
установила:
26.12.2006 в <адрес> умер Е.Н.А., отец Е.К.Н., родившейся <ДАТА>.
13.07.2010 Ершова Е.Г., мать Е.К.Н., обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце и Череповецком районе Вологодской области с заявлением о назначении и выплате трудовой пенсии по случаю смерти кормильца Е.К.Н.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначена Е.К.Н. с 13.07.2009, т.е. на 12 месяцев ранее даты обращения за пенсией.
14.09.2010 Ершова Е.Г. вновь обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце и Череповецком районе Вологодской области с заявлением о выплате трудовой пенсии по случаю потери кормильца Е.К.Н. за период с января 2007 года по июнь 2009 года включительно, ссылаясь на то, что о смерти Е.Н.А. она узнала летом 2010 года, поэтому раньше обратиться за назначением пенсии не могла. В удовлетворении указанного заявления отказано.
05.01.2011 Ершова Е.Г. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце и Череповецком районе Вологодской области о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением и о возложении обязанности выплатить трудовую пенсию по случаю потери кормильца Е.К.Н. за период с января 2007 года по июнь 2009 года включительно. Исковые требования мотивировала тем, что документы о смерти Е.Н.А. получила в июле 2010 года. Полагала, что срок для обращения за назначением пенсии по потере кормильца пропустила по уважительной причине.
В судебное заседание истец Ершова Е.Г. не явилась. Ее представитель Саурин Р.А. исковые требования уточнил: просил обязать ответчика назначить и выплатить Е.К.Н. трудовую пенсию по случаю потери кормильца за период с 26.12.2006 по 13.07.2009, иск поддержал по доводам, изложенным в его обоснование.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Череповце и Череповецком районе - Левашова О.Ю. возразила против удовлетворения иска. Пояснила, что пенсия Е.К.Н. назначена в соответствии с законом. Правовых оснований для назначения пенсии со дня смерти кормильца в данном случае не имеется, поскольку на момент обращения за назначением пенсии с даты смерти Е.Н.А. прошло более 12 месяцев.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе истец Ершова Е.Г. просила отменить решение суда как незаконное, по доводам, аналогичным тем, что были изложены в обоснование иска.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце и Череповецком районе Вологодской области - Борисов И.В. просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Суд установил, что заявление о назначении пенсии предъявлено в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце и Череповецком районе Ершовой Е.Г. 13.07.2010, а трудовая пенсия по потере кормильца Е.К.Н. назначена с 13.07.2009, то есть на 12 месяцев ранее даты обращения за пенсией.
Отказывая Ершовой Е.Г. в удовлетворении иска, суд руководствовался пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию (часть трудовой пенсии).
При этом пункт 4 статьи 19 названного Закона, устанавливает перечень льготных условий по сроку назначения трудовой пенсии, который является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 19 указанного Закона срок назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается со дня смерти кормильца, если обращение за пенсией последовало не позднее, чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за пенсией.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 N 76-0, нормы пунктов 1 и 2 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которыми трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами), а также норма пункта 4 этой статьи, устанавливающая случаи назначения трудовой пенсии ранее дня обращения за ней, указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствует своевременному обращению граждан за назначением пенсии.
При разрешении спора судом первой инстанции принято во внимание, что иные сроки для назначения пенсии по потере кормильца действующим пенсионным законодательством не предусмотрены, как и основания для восстановления указанных сроков.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана правильная оценка. Выводов, сделанных судом, доводы кассационной жалобы не опровергают.
Оснований для вмешательства в принятое судебное решение судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 17 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ершовой Е.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий: И.Г. Осипова
Судьи: Н.Э. Чернышова
Н.М. Чистякова