Кассационное определение №33-1458 от 06 апреля 2011 года



Судья Михеев Н.С.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06 апреля 2011 года № 33-1458

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Осиповой И.Г.,

судей Чернышовой Н.Э., Чистяковой Н.М.,

при секретаре Любченко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Хрусталевой В.С. на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 03 марта 2011 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления Хрусмталевой В.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Белозерскому району о зачёте в страховой стаж периода ухода за ребёнком с 14 мая 2001 года по 01 февраля 2004 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., судебная коллегия

установила:

постановлением Главы Белозерского муниципального района от 05.04.2001 Хрусталева В.С. назначена опекуном внука Х.С.А., <ДАТА> года рождения. Мать ребенка, Х.Ю.В. не состоявшая в браке, умерла 11.03.2001. В период с 14.05.2001 по 01.02.2004 Хрусталева В.С. находилась в отпуске по уходу за указанным ребенком сначала до полутора лет, затем - до трех лет.

С 01.12.2010 Хрусталевой B.C. назначена трудовая пенсия по старости при страховом стаже 31 год 01 месяц 20 дней.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области от 30.12.2010 Хрусталёвой B.C. отказано в зачёте в её страховой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 14.05.2001 по 01.02.2004.

Не согласившись с отказом, 28.01.2011 Хрусталева В.С. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Белозерском районе Вологодской области о зачёте в её трудовой стаж периода ухода за ребёнком.

В судебном заседании истец Хрусталева B.C. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в обоснование иска. Пояснила, что включение в страховой стаж указанного периода необходимо для признания её ветераном труда Вологодской области и получения соответствующих льгот. В настоящее время её страховой стаж составляет 31 год 4 месяца, для признания её ветераном труда необходим стаж 35 лет. Полагала, что в период ухода за ребенком она выполняла все обязанности родителя и имела право на включение этого периода в страховой стаж.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Белозерском районе Карпуничева Л.В. возразила против удовлетворения иска. Суду пояснила, что трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. У Хрусталевой B.C. страховой стаж составляет 31 год 01 месяц 20 дней, поэтому право на трудовую пенсию по старости она имеет независимо от включения в страховой стаж оспариваемого периода. Кроме того, в страховой стаж засчитывается период ухода только одного из родителей за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более трёх лет в общей сложности. По отношению к Х.С.А. истец является бабушкой, а не родителем.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения администрации Белозерского муниципального района Сорокина О.Е. суду пояснила, что гражданин может быть признан ветераном труда Вологодской области в случае, если ему более 55 лет (для женщин) и у него имеется 35 лет страхового стажа. Для этого необходимо предоставить пенсионное удостоверение и справку Пенсионного фонда о страховом стаже заявителя. Управление социальной защиты населения расчет стажа не производит.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе истец Хрусталева В.С. просила отменить решение суда как незаконное по доводам, аналогичным тем, что были изложены в обоснование иска и в судебном заседании.

В возражениях на кассационную жалобу представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Белозерском районе Горькова Т.А. просила оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, полагает, что решение суда подлежит отмене.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Суд установил, что Хрусталевой B.C. назначена пенсия по старости с 01.12.2010, страховой стаж составляет 31 год 1 месяц 20 дней.

Разрешая спор, суд применил подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях), согласно которому в страховой стаж наравне с периодами работы, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, и отказал в удовлетворении исковых требований, указав, что возможность зачета периода по уходу за ребенком до полутора лет в страховой стаж других лиц, кроме родителей и приравненных к ним в правах семейным законодательством усыновителей, не предусмотрена.

С таким выводом судебная коллегия согласиться не может.

Постановлением главы Белозерского муниципального района от <ДАТА> №... Хрусталева В.С. назначена опекуном несовершеннолетнего Х.С.А., <ДАТА> года рождения, мать которого умерла 11.03.2001, отцовство не устанавливалось.

Часть 2 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком до трех лет отцу ребенка, бабушке, деду, другим родственникам или опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

В соответствии со статьей 264 Трудового кодекса Российской Федерации льготы, установленные для женщин в связи с материнством, распространяются также на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж наравне с периодами работы, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что истец Хрусталева В.С., являющаяся опекуном несовершеннолетнего Х.С.А. и находившаяся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, затем - до трех лет в период с 14.05.2001 по 01.02.2004 имеет право на включение в страховой стаж периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

С учетом того, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции, приняв новое решение, которым включить в страховой стаж Хрусталевой В.С. период отпуска по уходу за ребенком - Х.С.А. с 14.05.2001 по 01.02.2004.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда Вологодской области от 03 марта 2011 года отменить.

Принять новое решение: включить в страховой стаж Хрусталевой В.С. период отпуска по уходу за ребенком - Х.С.А. до достижения им трехлетнего возраста с 14 мая 2001 года по 01февраля 2004 года.

Председательствующий: И.Г. Осипова

Судьи: Н.Э. Чернышова

Н.М. Чистякова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200