Кассационное определение № 33-1538 от 08 апреля 2011 года



Судья Леонова И.М.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 08 апреля 2011 года № 33-1538

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Король И.Н.,

судей Чистяковой Н.М., Чернышовой Н.Э.,

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 02.02.2011, которым исковые требования Романовой Е.Г. удовлетворены.

Признано незаконным и не порождающим правовых последствий решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области №... от 16 августа 2010 года в части невключения Романовой Е.Г. в специальный стаж периодов работы: с 01 августа 2006 года по 02 августа 2010 года в должности медицинской сестры государственного учреждения здравоохранения «... бальнеологическая лечебница ...», периодов нахождения на курсах усовершенствования с 23 марта 2005 года по 19 апреля 2005 года и в отпуске без сохранения заработной платы 1 день в 2004 году, 5 дней в 2008 году и в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области возложена обязанность включить Романовой Е.Г. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы: с 01 августа 2006 года по 02 августа 2010 года в должности медицинской сестры государственного учреждения здравоохранения «... бальнеологическая лечебница ...», периоды нахождения на курсах усовершенствования с 23 марта 2005 года по 19 апреля 2005 года и в отпуске без сохранения заработной платы 1 день в 2004 году, 5 дней в 2008 году и назначить Романовой Е.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть со 02 августа 2010 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., объяснения представителя Романовой Е.Г. по доверенности Апатовой А.В., судебная коллегия

установила:

решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области №... от 16.08.2010 Романовой Е.Г. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия у нее требуемого 30-летнего стажа, связанного с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Специальный стаж исчислен пенсионным органом в размере 26 лет 1 месяц 16 дней.

Оспаривая правомерность принятого решения, 03.12.2010 Романова Е.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области о признании решения от 16.08.2010 №... об отказе в досрочном назначении пенсии по старости незаконным и возложении обязанности на ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды работы с 01.08.2006 по 02.08.2010 в должности медицинской сестры ГУЗ «... областная бальнеологическая лечебница ...» и периоды нахождения на курсах усовершенствования с 23.03.2005 по 19.04.2005, назначить ей трудовую пенсию по старости со 02.08.2010.

17.01.2011 представитель истца Романовой Е.Г. по доверенности Малькова Н.С. исковые требования уточнила, дополнительно просила включить в специальный трудовой стаж истца периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы - 1 день в 2004 году и 5 дней в 2008 году, в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании истец Романова Е.Г. и её представители по доверенности Апатова А.В. и Малькова Н.С. уточненные исковые требования просили удовлетворить.

Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области по доверенности Андреева С.Н. иск не признала, указав в письменном отзыве, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, такое учреждение - ГУЗ «... областная бальнеологическая лечебница ...» - не предусмотрено. Кроме того, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, зачет периодов нахождения на курсах усовершенствования в специальный стаж не предусмотрен.

Представитель третьего лица - ГУЗ «... областная бальнеологическая лечебница ...» о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения судом норм материального права, указывая, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, такое учреждение, как бальнеологическая лечебница, не предусмотрено. Кроме того, периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы также не подлежат включению в специальный стаж.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы и представленных возражений, приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При этом положения подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» реализуются через Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, утвердившее Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В силу пункта 3 названных Правил работа в любой должности в разделе «Наименование должностей» включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка.

Должность медицинской сестры поименована в разделе «Наименование должностей» Списка.

В пункте 21 раздела «Наименование учреждений» Списка перечислены санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.

Как следует из материалов дела, Романова Е.Г. с 01.08.2006 работает в ГУЗ «... областная бальнеологическая лечебница ...» в должности медицинской сестры процедурной.

Согласно пункту 1.7 раздела 1 «Лечебно-профилактические учреждения» номенклатуры, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.10.2005 № 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», ГУЗ «... областная бальнеологическая ...» относится к санаторно-курортным учреждениям.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец в оспариваемый период работала в многопрофильном санатории, осуществляла лечение по нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, то есть осуществляла лечебную деятельность, связанную с охраной здоровья населения, в учреждениях здравоохранения, в связи с чем период работы истца с 01.08.2006 по 02.08.2010 в должности медицинской сестры ГУЗ «... областная бальнеологическая лечебница ...» должен быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью,

Из устава ГУЗ «... областная бальнеологическая лечебница имени ...» следует, что данное учреждение занимается лечебной деятельностью, поскольку в номенклатуру работ и услуг бальнеологической лечебницы входит: доврачебная помощь: медицинский массаж, сестринское дело, физиотерапия, амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе, в условиях дневного стационара и стационара на дому: неврология, рефлексотерапия, терапия, физиотерапия; прочие работы и услуги: предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Лицензия на осуществление медицинской деятельности предоставлена ГУЗ «... областная бальнеологическая лечебница ...» в пределах номенклатуры работ и услуг: медицинский массаж, сестринское дело, физиотерапия, амбулаторно- поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: неврология, рефлексотерапия, терапия, физиотерапия, и предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости включения в специальный стаж истца периода работы с 01.08.2006 по 02.08.2010 в должности медицинской сестры ГУЗ «... областная бальнеологическая лечебница ...» следует признать законным и обоснованным.

Судебная коллегия считает правильным и вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж работы истца периода нахождения на курсах усовершенствования.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, произведенные законодательством.

Удовлетворяя исковые требования в данной части, суд первой инстанции правильно указал, что Романова Е.Г. была направлена на курсы усовершенствования по распоряжению работодателя, указанные курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков истца. В указанный период истец продолжала состоять в трудовых отношениях, ей выплачивалась заработная плата, отчислялись страховые взносы.

Таким образом, оснований для невключения периода прохождения курсов усовершенствования в специальный стаж не имеется.

Вместе с тем, с выводом суда первой инстанции о включении в специальный стаж периодов нахождения Романовой Е.Г. в отпуске без сохранения заработной платы согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы не подлежат включению в специальный стаж.

В связи с чем решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периодов нахождения Романовой Е.Г. в отпуске без сохранения заработной платы подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства дела установлены, но им дана неправильная правовая оценка, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда в данной части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Романовой Е.Г. о включении в специальный стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: в 2004 году - 1 день, в 2008 году - 5 дней.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 02.02.2011 в части включения Романовой Е.Г. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: в 2004 году - 1 день, в 2008 году - 5 дней, отменить.

Принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Романовой Е.Г. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: в 2004 году - 1 день, в 2008 году - 5 дней, - отказать.

В остальном решение Вологодского городского суда Вологодской области от 02.02.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий: И.Н. Король

Судьи: Н.М. Чистякова

Н.Э. Чернышова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200