Кассационное определение № 33-1637 от 13 апреля 2011 года



Судья Вахонина А.М.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 апреля 2011 года № 33-1637

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Чистяковой Н.М., Чекавинской Н.И.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Мхитаряна Р.М. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 25.02.2011, которым исковые требования Мхитаряна Р.М. к Мэрии города Череповца о признании садового дома №..., расположенного в садоводческом товариществе <адрес>, жилым домом оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., судебная коллегия

установила:

Мхитарян Р.М. является собственником земельного участка площадью 564 квадратных метров, кадастровый номер №..., и садового дома, расположенных по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 04.02.2010.

Решением Череповецкого городского суда от 13.05.2010 установлен факт пригодности садового дома №..., расположенного по адресу: <адрес> для постоянного проживания.

С 24.08.2010 Мхитарян Р.М. имеет регистрацию по адресу: <адрес>.

21.01.2011 Мхитарян Р.М. обратился в суд с иском к Мэрии города Череповца о признании садового дома жилым, мотивируя тем, что дом представляет собой индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд. Согласно техническому заключению садовый дом соответствует характеристикам жилого дома, при его строительстве не нарушены права и законные интересы иных граждан, не создается угроза третьим лицам, дом является для него единственным местом проживания. Однако свидетельство с указанием, что садовый дом имеет статус жилого дома, ему не выдают.

Просил суд признать садовый дом, расположенный по адресу: <адрес>, жилым домом.

Определением суда от 17.02.2011 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области исключено из состава ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

В судебном заседании представитель истца Мхитаряна Р.М. - Зедгинидзе Г.Н. заявленные исковые требования поддержала, пояснив, что Мхитарян Р.М. обращался в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Мэрии города Череповца с требованием о признании данного дома жилым, в чем ему было отказано ввиду того, что комиссия не обладает полномочиями по оценке соответствия частных жилых помещений установленным требованиям и признания этих помещений пригодными (непригодными) для проживания.

Представитель ответчика - Мэрии города Череповца по доверенности Волкова Е.С. иск не признала, пояснив, что статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен определенный порядок признания дома жилым домом, который истцом не соблюден.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Мхитарян Р.М. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, указывая, что садовый дом построен с соблюдением строительных норм и не несет угрозу жизни и здоровью граждан.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего жилищного законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. При этом жилой дом относится к жилым помещениям ( пункт 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (пункт 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Таким образом, решение вопроса о признании помещений жилыми помещениями действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно пункту 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из изложенного следует, что суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом не соблюден порядок признания помещения жилым помещением, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания садового дома, принадлежащего на праве собственности Мхитарян Р.М., расположенного по адресу: <адрес>, жилым домом.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что письмом Мэрии города Череповца от 24.02.2011 Мхитарян Р.М. отказано в проведении обследования садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку межведомственная комиссия не обладает полномочиями по оценке соответствия частных жилых помещений установленным требованиям и признания их пригодными (непригодными) для проживания граждан, не может служить основанием для отмены судебного решения, поскольку данное решение органа местного самоуправления вправе оспорить в силу положений части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и оснований к его отмене судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 25.02.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Мхитаряна Р.М. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200