Кассационное определение № 33-1610 от 13 апреля 2011 года



Судья Вавилова С.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 апреля 2011 года № 33-1610

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Чистяковой Н.М., Чекавинской Н.И.,

при секретаре Петраковой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Кошелевой И.А. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 01.03.2011, которым в удовлетворении иска Кошелевой И.А. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской федерации в городе Череповце и Череповецком районе о признании незаконным отказа и возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., объяснения Кошелевой И.А., судебная коллегия

установила:

<ДАТА> у Кошелевой И.А. родился мертвым ребенок, что подтверждается справкой о рождении №..., выданной ... территориальным отделом ЗАГС Управления ЗАГС ... 10.02.2010.

<ДАТА> Кошелева И.А. родила сына – Н.Ю..

В связи с рождением второго ребенка Кошелева И.А. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе Вологодской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Уведомлением №... от 05.02.2010 ей было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Оспаривая правомерность отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, 28.01.2011 Кошелева И.А. обратилась в суд с иском о признании решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе от 05.02.2010 №... незаконным и возложении на ответчика обязанности выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В судебном заседании истец Кошелева И.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе по доверенности Шаратинова М.С. иск не признала, пояснив, что справка о рождении формы №... не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка при установлении права на материнский капитал.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Кошелева И.А. ставит вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение ввиду нарушения судом норм материального права, указывая, что с рождением второго ребенка она имеет право на материнский капитал.

В возражениях, представленных на кассационную жалобу, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы и представленных возражений, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статья 38); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 1 статья 39). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256 - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в дополнение к основным мерам социальной защиты устанавливает меры государственной поддержки семей с детьми, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения.

Дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей начиная с 01.01.2007., что оговорено пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006. № 256 - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 указанного Закона в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, который, в том числе, содержит сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство). Данные сведения вносятся в регистр на основании свидетельства о рождении.

Положения статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 256 - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в силу которой при обращении с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал необходимо представление реквизитов свидетельств о рождении детей, а также пункта 1 части 6 статьи 5 данного Федерального закона не могут рассматриваться как противоречащие Конституции Российской Федерации и нарушающие конституционные права, о чем указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 №... «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки К. на нарушение ее конституционных прав статьей 4 и пунктом 1 части 6 статьи 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Из буквального и системного толкования упомянутых норм действующего законодательства следует, что право на получение дополнительных мер государственной поддержки в виде сертификата на материнский капитал имеют лица, воспитывающие двух и более детей.

Из материалов дела следует, что Кошелева И.А. является матерью только одного ребенка – Н.Ю., <ДАТА> года рождения, а ее первый ребенок родился мертвым <ДАТА>, о чем ей выдана справка по форме №....

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что юридически значимым по данному делу обстоятельством является факт рождения истцом двоих детей, подтвержденных свидетельствами о рождении, выданными в установленном порядке, и факт воспитания этих детей. При этом правильно указал, что отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и влияющим на наличие права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

С учетом изложенного решение суда соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным основаниям.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда от 01.03.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Кошелевой И.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200