Кассационное определение № 33-1744 от 15 апреля 2011 года



Судья Прокошева Н.С.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 апреля 2011 года № 33-1744

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Чистяковой Н.М., Чекавинской Н.И.,

при секретаре Тарабукиной Е.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Макаровой С.В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 27.10.2010, которым исковые требования Шильцева М.В. удовлетворены.

Шильцеву М.В. восстановлен срок для принятия наследства, оставшегося после смерти матери И., умершей <ДАТА> в г. ....

Двухкомнатная квартира №... по адресу: <адрес> включена в состав наследственного имущества И., умершей <ДАТА> в г. ....

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., объяснения Макаровой С.В. и её представителя по доверенности Зимина С.Ю., Шильцева М.В., судебная коллегия

установила:

10.03.1993 И. приобрела по договору купли-продажи двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, однако право собственности на недвижимое имущество в установленном законом порядке не зарегистрировала.

<ДАТА> И. умерла.

Наследником по закону является её сын Шильцев М.В.

06.08.2010 Шильцев М.В. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Вологодской области о восстановлении срока для принятия наследства и включении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в наследственную массу после смерти его матери – И., умершей <ДАТА>.

В обоснование требований указал, что право собственности на недвижимое имущество в установленном законом порядке И. не зарегистрировала, поскольку являлась инвалидом ... группы, не могла самостоятельно передвигаться в связи с болезнью позвоночника, не имела юридического образования и денежных средств, что не позволило ей воспользоваться юридической помощью. Он помощь матери в оформлении права собственности оказать не мог, поскольку являлся на тот период несовершеннолетним, а с 1998 по 2006 находился в местах лишения свободы, в период отбывания наказания сведений о смерти матери не получал.

Просил суд восстановить пропущенный шестимесячный срок для принятия наследства, включить двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в состав наследственной массы, оставшейся после смерти наследодателя И.

В судебном заседании истец Шильцев М.В. и его представитель по ордеру адвокат Осипов С.Ю. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Вологодской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица - Администрации города Вологды в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третьи лица - Макарова С.В., Макарова А.Ю., Раздрогова Л.А., Управление первого отдела Федеральной противопожарной службы по Вологодской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Макарова С.В. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду нарушения судом норм материального права, указывая, что после освобождения из мест лишения свободы Шильцев М.В. с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства не обращался длительный период, отсутствие денежных средств не является уважительной причиной для восстановления срока.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В силу статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону, при этом наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии с положениями статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, при этом принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (пункт 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Согласно статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Из материалов дела следует, что Шильцев М.В. с 1998 по 11.10.2006 отбывал наказание в местах лишения свободы, за этот период времени сообщения о смерти матери не получал, после освобождения из мест лишения свободы не имел денежных средств для оформления наследственных прав, в связи с чем обратился в суд с иском только 06.08.2010.

Разрешая спор в части восстановления срока для принятия Шильцевым М.В. наследства, суд первой инстанции обоснованно признал указанные истцом обстоятельства уважительными причинами пропуска срока для принятия наследства, поскольку они препятствовали истцу в возможности реализации его наследственных прав.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что 10.03.1993 между И. (покупатель) и ООО «...» (продавец) заключен договор купли – продажи, по условиям которого покупатель приобрел двухкомнатную квартиру общей площадью 43,8 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, стоимостью ... рублей. Акт передачи квартиры подписан сторонами 10.02.1993. Однако, регистрация права собственности И. на указанное имущество при ее жизни не была осуществлена.

В силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

При наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса Российской Федерации не следует иное (пункт 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом в статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Таким образом, несмотря на то, что И. при жизни обязана была зарегистрировать право собственности на квартиру в установленном законом порядке, но не исполнила данную обязанность, она переходит в результате универсального правопреемства к её наследнику – сыну Шильцеву М.В.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования Шильцева М.В. о восстановлении срока для принятия наследства и включении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в состав наследственной массы, оставшейся после смерти И., подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного решение суда соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется. Кассационная жалоба Макаровой С.В. не содержит доводов, которые могли бы повлиять на принятое судом первой инстанции решение.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 27.10.2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Макаровой С.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200