Кассационное определение №33-1857 от 22 апреля 2011 года



Судья Неронова В.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 апреля 2011 года № 33-1857

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Слепухина Л.М., Чекавинской Н.И.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента развития муниципальных образований Вологодской области на решение Кичменгско-Городецкого районного суда от 05 марта 2011 года, которым на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области возложена обязанность предоставить Глебовой Н.А. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, установленной Федеральным законом «О ветеранах» в рамках осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов за счет средств федерального бюджета.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., судебная коллегия

установила:

Глебова Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Кичменгско-Городецкого района предоставить ей жилое помещение или выплатить единовременно денежные средства на приобретение жилья в соответствии с федеральным законодательством и законом Вологодской области от 25.12.2009 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», поскольку она является вдовой погибшего участника Великой Отечественной войны.

В обоснование иска указала, что она не имеет в собственности благоустроенного жилья, и в связи с наступлением холодного осеннего и зимнего периода испытывает значительные трудности. Она поставлена на очередь, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Однако субсидия на приобретение жилого помещения ей не предоставлена из-за отсутствия денежных средств, что противоречит президентской программе по обеспечению жильем членов семьи участников Великой Отечественной войны.

Представители истицы по доверенности Глебов В.А., Воронин Б.А. в судебном заседании поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Дьяков С.В. - с иском не согласился и пояснил, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу.

Согласно установленному порядку администрацией муниципального района все процедурные вопросы соблюдены, сформирован сводный список граждан по району, который отправлен в органы государственной власти области, Глебова стоит в очереди под номером 6.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 закона Вологодской области от 06.04.2009 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций с выделением отдельной строкой и расшифровкой по каждому муниципальному образованию.

Частью 7 статьи 6 данного закона области установлено, что в случае необеспеченности или частичной обеспеченности осуществления отдельных государственных полномочий финансовыми средствами органы местного самоуправления реализуют их в пределах переданных им средств.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусматривает обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года «О ветеранах» за счет средств федерального бюджета.

Представитель ответчика - Департамента развития муниципальных образований Вологодской области - в судебное заседание не явился, представил отзыв, из которого следует, что с исковыми требованиями Глебовой Н.А. не согласен. Указал, что в Департамент развития муниципальных образований области представлен сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором состоит Глебова Н.А.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов, установленные статьями 14-19, 21 настоящего закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Статьей 23.2 указанного закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16, 21 настоящего закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию указанных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета субъектов бюджетов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в недельный срок после получения подтверждения, а также получения от Департамента развития муниципальных образований области извещения об утвержденном им объеме средств в планируемом году формируют список граждан - претендентов на получение социальной поддержки по обеспечению жильем, и направляют гражданам письменные уведомления о включении в указанный список и праве выбора способа обеспечения их жильем. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Кичменгско - Городецкого района.

В настоящее время субвенции на счет Вологодской области не зачислены.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Департаментом развития муниципальных образований области поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права.

В возражениях на жалобу администрация Кичменгско-Городецкого района просит решение суда оставить без изменения, как вынесенное законно и обоснованно, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, не нашла оснований для отмены решения.

Разрешая спор, суд установил, что Глебова Н.А. является ветераном и вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах», является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена в очередь на улучшение жилищных условий, состоит в списке на получение субсидии, поскольку изъявила желание получить ее, вместо жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется ор­ганом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» необходимо обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5 - ФЗ «О ветеранах».

В силу пункта 4 части 1 статьи 21 данного закона обеспечение членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится за счет средств федерального бюджета, в том числе путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется, исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (часть 3.1 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах)».

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, где указано, что такими гражданами признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Статьей 2 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года №1307 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» установлены аналогичные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно «Порядку регулирования предоставления жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения», утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 29 января 2010 года органы местного самоуправления муниципальных районов на основании списков, составленных органами местного самоуправления сельских поселений, ведущими учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, формируют сводные по району списки граждан и в срок до 15 февраля планируемого года, представляют в Департамент труда и социального развития области.

Департамент труда и социального развития области проверяют представленные списки и формируют сводные по области списки граждан, а затем представляет их в Департамент развития муниципальных образований области для распределения и утверждения лимита средств федерального бюджета по муниципальным образованиям области.

В связи с этим суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что органы местного самоуправления муниципальных районов несут ответственность за формирование сводных списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по району и своевременному их представлению в Департамент труда и социального развития области, а также в случае необеспеченности или частичной обеспеченности осуществления отдельных полномочий финансовыми средствами реализуют их в пределах переданных им средств.

Суд правильно исходил из положений нормы статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», а также Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года (с изменениями от 9 января 2010 года), согласно которым Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 21 указанного закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Распределение и утверждение лимита средств федерального бюджета по муниципальным образованиям области возложено на Департамент развития муниципальных образований области.

Поэтому, удовлетворяя исковые требования, суд правомерно и обоснованно руководствовался Федеральным законом «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7 мая 2008 года с изменениями от 9 января 2010 года, законом Вологодской области от 25 декабря 2009 года «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», постановлением Правительства Вологодской области от 29 января 2010 года «О регулировании некоторых вопросов предоставления жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной Федеральным законом «О ветеранах» в рамках осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны».

При этом суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Глебовой Н.А. на Департамент развития муниципальных образований за счет средств федерального бюджета.

Согласно письменному сообщению главы администрации Кичменгско-Городецкого района от 01.04.2011 единовременная денежная выплата Глебовой Н.А. перечислена 31.03.2011 в сумме ... рублей на блокированный счет в ОАО «Россельхозбанк». Судебная коллегия учитывает данное обстоятельство.

На основании изложенного судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований истец суду представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным. Доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кичменгско-Городецкого районного суда от 05 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента развития муниципальных образований Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: Л.М. Слепухин

Н.И. Чекавинская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200