Судья Лукинский Ю.М. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 29 апреля 2011 года № 33-1929 Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Маклаковой Н.С., судей Билевой Л.И., Чистяковой Н.М., при секретаре Рогулиной Ю.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации Верховажского сельского поселения на решение Верховажского районного суда от 24 марта 2011 года, которым возложена обязанность на администрацию Верховажского сельского поселения организовать наружное освещение улиц с. Верховажье в соответствии с требованиями государственного стандарта Российской Федерации «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93» и национального стандарта Российской Федерации «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования. ГОСТ Р 52766-2007». Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Маклаковой Н.С., объяснения представителя администрации Верховажского сельского поселения по доверенности Колесникова А.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия установила: прокурор Верховажского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Верховажского сельского поселения о понуждении к организации стационарного электроосвещения, указав в обоснование, что в силу ч. 1 ст. 29 Устава сельского поселения Верховажское (в редакции решения Совета поселения от 07.06.2010 года № 28) Администрация поселения является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п.5, 21 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и организация освещения улиц. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, исходя из п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является полномочием органов местного самоуправления. Под дорожной деятельностью, как следует из п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, понимается, в частности, деятельность по содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Согласно положениям п. 4.6 Государственного стандарта РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», который распространяется на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов, включение наружных осветительных установок следует производить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 10 люкс. Проведенной проверкой установлено, что включение наружного освещения улиц в с.Верховажье не производится с 28.02.2011 года, о чем свидетельствуют акты выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 28.02.2011 года и от 01.03.2011 года, составленные ОГИБДД ОВД по Верховажскому району. Бездействие администрации сельского поселения, выраженное в неприятии мер по организации стационарного электроосвещения улично-дорожной сети с.Верховажье, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и делает невозможным надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения. В судебном заседании прокурор Верховажского района Соловьева Т.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Представитель администрации Верховажского сельского поселения по доверенности Соколова Г.П. исковые требования признала частично, пояснила, что бюджет дотационный, денежные средства на освещения улиц не перечисляются. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе администрация Верховажского сельского поселения считает решение незаконным и необоснованным, просит его отменить. Указывает в жалобе на нарушение судом норм материального права. В возражениях, представленных на кассационную жалобу, и.о. прокурора Верховажского района Демидов А.П. просит оставить решение без изменения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования, пришел к правильному выводу о том, что на администрацию Верховажского сельского поселения в силу п. 5 ч. 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 статьи 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения" возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог должно осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов. Пунктами 4.6.1 и 4.6.4 государственного стандарта РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», который распространяется на все дороги и улицы городов и других населённых пунктов, установлено, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещённости до 20 люкс, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещённости до 10 люкс. Пунктом 4.6.1.1 национального стандарта РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования. ГОСТ Р 52766-2007» дополнительно установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в тёмное время суток. Доводы кассационной жалобы о том, что собственных средств поселения недостаточно для выполнения всех возложенных на него законом полномочий, в связи с чем происходит субсидирование из областного бюджета, а выделяемых субсидий недостаточно для того, чтобы обеспечить освещение дорог, не могут быть приняты во внимание как основания для отмены, либо изменения постановленного решения, поскольку являются несостоятельными. В соответствии с частью 1 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций. В части 4 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов. Суд первой инстанции всесторонне, тщательно и в полном объеме исследовал представленные сторонами доказательства, дал им надлежащую правовую оценку. Вывод суда мотивирован и основан на правильном применении действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Иные доводы кассационной жалобы являются аналогичными приведенным в судебном заседании, которые являлись предметом исследования, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции. Доводы жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьями 362 - 364 ГПК РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Верховажского районного суда от 24 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Верховажского сельского поселения – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: