Кассационное определение № 33-1904 от 27 апреля 2011 года



Судья Холминов А.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 апреля 2011 года № 33-1904

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Король И.Н., Билевой Л.И.,

при секретаре Рогулиной Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе Вологодской области (далее - ГУ – УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе) на решение Череповецкого городского суда от 11 марта 2011 года, которым признано незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия решение ГУ - УПФ Российской Федерации в горо­де Череповце и Череповецком районе №... от 03 ноября 2010 года об отказе в дос­рочном назначении Куприяновой Г.Ф. пенсии по старости.

На ГУ – УПФ Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе возложена обязанность включить в специальный медицинский стаж Куприя­новой ФИО11, дающий право на досрочную пенсию по старос­ти, в льготном исчислении из расчёта 1 год работы за 1 год 6 месяцев трудо­вого стажа периоды работы с 17 ноября 1980 года по 12 декабря 1981 года в качестве медицинской сестры родильного отделения ... центральной районной больницы и с 08 января 1986 года по 29 сентября 1986 года в качестве медицинской сестры хирургиче­ского отделения ... районной больницы.

На ГУ – УПФ Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе возложена обязанность включить в специальный медицинский стаж Куприя­новой ФИО11, дающий право на досрочную пенсию по старос­ти, в календарном исчислении период её работы с 27 октября 1986 года по 14 мая 1995 года в качестве фельдшера базы отдыха № 1, спортивно-оздоровительного комплек­са открытого акционерного общества «...» (далее - ОАО «...»), и назначить досроч­ную пенсию по старости с 26 октября 2010 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения Куприяновой Г.Ф. и её представителя Каманиной В.А., судебная коллегия

установила:

Решением ГУ – УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе от 03 ноября 2010 года №... Куприяновой Г.Ф. со ссылкой на отсутствие у неё требуемого специального стажа (30 лет) отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д.9).

На 26 октября 2010 года специальный стаж исчислен пенсионным органом в размере 20 лет 6 месяцев 20 дней.

В специальный стаж Куприяновой Г.Ф. не засчитан период работы с 27 октября 1986 года по 14 мая 1995 года в качестве фельдшера базы отдыха № 1 спортивно – оздоровительного комплекса ОАО «...» по тому основанию, что данное учреждение не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Периоды работы с 17 ноября 1980 года по 12 декабря 1981 года в качестве медицинской сестры родильного отделения ... центральной районной больницы и с 08 января 1986 года по 29 сентября 1986 года в качестве медицинской сестры хирургического отделения ... центральной районной больницы засчитаны в специальный стаж в календарном исчислении на основании пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.

Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, Куприянова Г.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе. Просила суд признать вышеприведенное решение неправомерным и не порождающих правовых последствий, возложить на ответчика обязанность зачесть в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды её работы с 17 ноября 1980 года по 12 декабря 1981 года в качестве медицинской сестры родильного отделения ... центральной районной больницы и с 08 января 1986 года по 29 сентября 1986 года в качестве медицинской сестры хирургиче­ского отделения ... районной больницы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, период работы с 27 октября 1986 года по 14 мая 1995 года в должности фельдшера базы отдыха № 1 спортивно – оздоровительного комплекса ОАО «...» - в календарном исчислении, и назначить ей пенсию с момента первого обращения, то есть с 26 октября 2010 года.

В обоснование иска указала, что в соответствии с действующим в спорные периоды работы пенсионным законодательством право на льготное исчислении стажа имел весь средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля, к которым согласно Перечню хирургических подразделений стационара лечебно – профилактических учреждений, утвержденному приказом Минздрава Российской Федерации от 29 января 1999 года № 28, относятся родовое (родильное), хирургические отделения. В период работы в спортивно – оздоровительном комплексе ОАО «...» в должности фельдшера её (Куприяновой Г.Ф.) рабочим местом был специально оборудованный кабинет, имелось необходимое медицинское оборудование, инструментарий, перевязочный материал, наборы лекарственных препаратов для оказания экстренной медицинской помощи. Пенсионное регулирование на тот период осуществлялось с учетом положений Постановления Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения здравоохранения и сельского хозяйства», которым были поименованы фельдшеры здравпунктов, медицинских кабинетов и пунктов. Эти положения были сохранены и в Постановлении Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость сохранения приобретенных ранее пенсионных прав, которые должны уважаться властями.

В судебном заседании Куприянова Г.Ф. и её представитель Каманина В.А. иск просили удовлетворить по изложенным в нём основаниям.

Представитель ответчика ГУ - УПФ Российской Федерации в г.Череповце и Череповецком районе Левашова О.Ю. иск не признала, решение об отказе в назначении истице пенсии полагала законным и по изложенным в нём основаниям.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе ГУ – УПФ Российской Федерации в г.Череповце и Череповецком районе просит об отмене решения суда по мотиву неправильного применения судом норм материального права и вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований Куприяновой Г.Ф.

Указывает, что действующее пенсионное законодательство предусматривает льготное исчисление стажа только для медицинских сестер операционных и медицинских сестер перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого – ортопедическом, туберкулезном для больных костно – суставным туберкулезом. Действующее ранее законодательство не предусматривало возможности льготного исчисления. В период с 27 октября 1986 года по 14 мая 1995 года истица работала в штате базы отдыха (позднее спортивно – оздоровительного комплекса предприятия ОАО «...»), указанное учреждение Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не поименовано, фельдшерско – акушерским пунктом не являлось. Номенклатурой учреждений здравоохранения так же не предусмотрено.

Куприянова Г.Ф. в возражениях на кассационную жалобу просит об оставлении её без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, полагает решение соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам пенсионного законодательства.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки следует, что с 17 ноября 1980 года по 13 декабря 1981 года Куприянова Г.Ф. работала в должности медицинской сестры родильного отделения ... центральной районной больницы (л.д.10), а с 08 января 1986 года по 29 сентября 1986 года - в должности медицинской сестры хирургического отделения ... центральной районной больницы (л.д. 11).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правильно указал, что вышеуказанные периоды должны учитываться при назначении пенсии в льготном исчислении.

Согласно действовавшему до 01 ноября 1999 года пункту 2 Списка профессий должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, работа в должности среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, как один год работы в этой должности и подразделении за один год и шесть месяцев.

Указанный нормативно - правовой акт не ставил право на льготное исчисление стажа медицинских сестер отделений хирургического профиля стационаров в зависимость от наименования их должности и функциональных обязанностей, и распространял свое действие на отношения, возникшие до его принятия.

Министерство здравоохранения Российской Федерации в письме от 13 ноября 1997 года № 2510/8568-97-32 разъяснило, что структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля, обратив внимание на то, что в некоторых больничных учреждениях сложилась ошибочная практика акушерские отделения именовать родильными.

В дальнейшем определение акушерских отделений, как разновидность стационаров хирургического профиля, было подтверждено Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник, высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.

Таким образом, суд первой инстанции правильно возложил на ответчика обязанность зачесть периоды работы Куприяновой Г.Ф. с 17 ноября 1980 года по 13 декабря 1981 года в должности медицинской сестры родильного отделения ... центральной районной больницы и с 08 января 1986 года по 29 сентября 1986 года в должности медицинской сестры хирургического отделения ... центральной районной больницы с применением льготного порядка исчисления - один год работы как один год и шесть месяцев.

Удовлетворяя требования в части включения в специальный стаж в календарном исчислении периода работы истицы с 27 октября 1986 года по 14 мая 1995 года в должности фельдшера базы отдыха № 1 ... производственного объединения «...», суд первой инстанции правильно исходил из того, пенсионное законодательство, действующее в период непосредственной трудовой деятельности предусматривало право льготного пенсионного обеспечения для лиц, работающих в указанной должности.

Так, до 01 октября 1993 года на территории Российской Федерации применялось постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

Раздел II вышеуказанного Перечня «Врачи и другие медицинские работники» в подразделе 1 «Лечебно – профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно – профилактические учреждения» среди наименований учреждений предусматривал амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско - акушерские пункты, станции санитарной авиации, рентгеновские станции и пункты, медицинские лаборатории и другие), раздел «Наименование должностей» - должность «фельдшер».

При этом суд правомерно принял во внимание Инструктивное письмо Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», пункт 2.1 которого предусматривал, что работа в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от ведомственной принадлежности этих учреждений. Поэтому право на пенсию имеют работники соответствующих учреждений, входящих в систему не только Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР, но и в систему других министерств (ведомств) - культуры, социального обеспечения, внутренних дел и др.

В дальнейшем до 01 ноября 1999 года применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, согласно которому право на льготное пенсионное обеспечение приобретали лица, работавшие в качестве врачей и на должностях среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно – профилактических и санитарно – эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что Куприянова Г.Ф., работая в должности фельдшера базы отдыха, являлась работником из числа среднего медицинского персонала и независимо от наименования учреждения и формы его собственности занималась лечебной и иной работой по охране здоровья населения, ввиду чего имела право на назначение пенсии подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Учитывая установленный пенсионным органом специальный стаж истицы, период работы в должности фельдшера базы отдыха и необходимость применения льготного прядка исчисления к периодам работы в качестве медицинской сестры родильного и хирургического отделения, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить Куприяновой Г.Ф. досрочную пенсию по старости с 26 октября 2010 года, поскольку на эту дату она имела требуемые 30 лет специального стажа.

Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, а потому оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда от 11 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200