Судья Лукинская Н.Н.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 мая 2011 года № 33-2073
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Билевой Л.И.,
при секретаре Яркиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления образования Сокольского муниципального района на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 6 апреля 2011 года, которым с МОУ «Воробьевская средняя общеобразовательная школа» взыскана задолженность по выплате надбавки за стаж в пользу Сараевой В.А. в размере ... рублей ... коп.
С МОУ «Воробьевская СОШ» взыскана госпошлина в местный бюджет в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Одинцовой Е.С., действующей по доверенности Управления образования Грязовецкого муниципального района, судебная коллегия
установила:
Сараева В.А. осуществляет трудовую деятельность в качестве педагога в Муниципальном образовательном учреждении «Воробьевская средняя образовательная школа» (далее - МОУ «Воробьевская СОШ»).
Согласно справке Управления образования Сокольского муниципального района от 1 марта 20111 года Сараевой В.А. начислена надбавка за стаж работы с учетом районного коэффициента за период с января 2010 года по декабрь 2010 года в размере ... рублей (л. д. 4).
Сокольский межрайонный прокурор, действуя в интересах Сараевой В.А., обратился в суд с иском к МОУ «Воробьевская средняя образовательная школа» о взыскании задолженности по заработной плате.
Исковые требования мотивировал тем, что Сараевой В.А. за период с января 2010 по декабрь 2010 произведена выплата надбавки за стаж работы не в полном объеме, поскольку указанная надбавка к заработной плате в этот период выплачивалась от минимального оклада, несмотря на то, что в соответствии с п. 6.13.1.3 Регионального отраслевого соглашения по образовательным учреждениям Вологодской области на 2010 - 2012 годы от 12 февраля 2010 года, вступившего в силу с 01 января 2010 года, надбавка за стаж работы рассчитывается исходя из должностного оклада. Постановлением администрации Сокольского муниципального района от 17 декабря 2010 года № 1941 внесены изменения в положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района, в п.п. 4.1.1 слова «минимального оклада» заменены словом «оклада», что соответствует статье 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации, предписывающей обязательность соблюдения решений соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. Образовавшаяся задолженность перед истицей не погашена.
Просил суд взыскать с ответчика в пользу Сараевой В.А. задолженность по оплате надбавки за стаж работы за период с января 2010 по декабрь 2010 в размере ... рублей.
В судебном заседании прокурор и истица уменьшили сумму иска на ... рублей, пояснив, что часть задолженности ответчиком возмещена в добровольном порядке.
Представитель ответчика Шибалова Е.А. требования прокурора признала, пояснив, что у работодателя перед Сараевой В.А., действительно, имеется задолженность по оплате надбавки за стаж работы, которая будет ей оплачиваться по частям до конца года, в марте 2011 года истице выплачено ... рублей.
Представитель Управления образования Сокольского муниципального района, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, Одинцова Е.С. полагала, что оснований для удовлетворения иска прокурора нет, пояснив, что задолженности по заработной плате перед истцом у муниципального учреждения нет. Сумма, которую просит взыскать истец, представляет собой разницу между выплатой надбавки за стаж, исчисленной от минимального оклада, и выплатой за стаж, исчисленной от должностного оклада, вследствие чего назвать это задолженностью по заработной плате нельзя. Согласно пункту 6.13 и подпункту 6.13.1. Регионального отраслевого соглашения надбавка за стаж относится к выплатам стимулирующего характера и установлена в процентном соотношении от соответствующего размера минимального оклада. Школа является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность и устанавливает оплату труда работников исходя из своих финансовых возможностей.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Управление образования Сокольского муниципального района, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что суд первой инстанции дал неверную оценку Отраслевому соглашению, которое не является нормативным актом. Оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района осуществляется в соответствии с Постановлением главы района от 24.12.2008 №2211, утвердившим Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района. В соответствии с данным постановлением надбавка за стаж установлена в процентном соотношении к минимальному окладу, изменение в него внесено на основании постановления от 07.12.2010 № 1941, надбавка стала рассчитываться в соотношении к окладу. Данный акт действует с момента подписания, указания на распространение его действия на отношения, возникшие ранее, не содержит.
В возражениях на кассационную жалобу Межрайонный прокурор Сокольской межрайонной прокуратуры, Сараева В.А. просят оставить решение суда без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, полагает, что решение соответствует фактическим обстоятельствам и норма права, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Согласно части 3 статьи 48 ТК РФ соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключивших соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
Судом первой инстанции правомерно принято за основу заключенное 12.02.2010 Региональное отраслевое Соглашение по образовательным учреждениям Вологодской области на 2010 - 2012 годы, пунктом 1.2. которого установлено, что Соглашение обязательно к применению при заключении территориальных отраслевых соглашений на уровне муниципальных образований Вологодской области, коллективных договоров в образовательных учреждениях, трудовых договоров с работниками и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров. Соглашение устанавливает минимальные социальные гарантии работникам образования области и не ограничивает права органов местного самоуправления и образовательных учреждений в расширении этих гарантий при наличии собственного ресурсного обеспечения.
Участниками (сторонами) Соглашения на основании пункта 1.3. являются Вологодская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации - от имени работников, Департамент образования Вологодской области - орган исполнительной государственной власти, Региональное объединение работодателей государственных и муниципальных образовательных учреждений Вологодской области - от имени работодателей.
Пунктом 1.7 Соглашения предусмотрена возможность заключения территориальных отраслевых соглашений на уровне муниципальных районов и городских округов между органами местного самоуправления, территориальными организациями Профсоюза и работодателей, устанавливающих условия труда, социальные льготы и гарантии работникам образования, конкретизирующие и дополняющие положения данного соглашения исходя из территориальных особенностей городского округа и муниципального района. Территориальные отраслевые соглашения не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением.
В тех случаях, когда на работников образовательных учреждений в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений (пункт 1.8).
Согласно пункту 1.13 соглашение вступило в силу с 1 января 2010 года и действительно до 1 января 2013 года. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок до трех лет.
В соответствии с пунктом 6.13.1.3 регионального Отраслевого соглашения по образовательным учреждениям Вологодской области на 2010-2012 годы работникам образовательных учреждений установлена выплата стимулирующего характера виде надбавки за стаж в процентном отношении к должностному окладу в зависимости от стажа работы.
Ответчик не оспаривал, что Сараевой В.А. надбавка за стаж рассчитывалась с 01.01.2010, исходя из минимального оклада, разница по выплате, определяемой с учетом должностного оклада (с применением районного коэффициента) составила с частичным погашением задолженности в размере ... рублей ... рублей ... копеек.
Довод кассационной жалобы о том, что расчет заработной платы осуществлялся в соответствии с действовавшим Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района, утвержденным постановлением главы района от 24.12.2008 № 2211 не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Утверждение кассатора о том, что Отраслевое соглашение не является нормативным актом несостоятельно в силу того, что это соглашение содержит правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений и имеет обязательный характер для всех участников, поддержавших его принятие. Указанные признаки характерны для нормативного акта и определены в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Кассационная жалоба Управления образования Сокольского муниципального района Вологодской области правильность выводов суда первой инстанции не опровергает и не содержит правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену постановленного по делу решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Вместе с тем судебная коллегия, считает возможным в соответствии со ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с МОУ «Воробьевская СОШ» в доход местного бюджета, до ... рублей, учитывая бюджетное финансирование данного образовательного учреждения.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сокольского районного суда от 06 апреля 2011 года изменить, уменьшив размер подлежащей взысканию государственной пошлины с муниципального образовательного учреждения «Воробьевская средняя общеобразовательная школа» с ... рублей до ... рублей.
В остальном решение Сокольского районного суда от 06 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления образования Сокольского муниципального района Вологодской области – без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Бочкарева
Судьи В.Н. Белякова
Л.И.Билева