Судья Скачедуб М.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 мая 2011 года № 33-2017
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Билевой Л.И.,
при секретаре Яркиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Разгуловой Л.Б. на решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 24 марта 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Разгуловой Л.Б. к администрации Грязовецкого муниципального района о признании решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет администрации Грязовецкого муниципального района и возложении обязанности по назначению муниципальной пенсии отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Разгуловой Л.Б., судебная коллегия
установила:
решением Комиссии по назначению пенсий за выслугу лет администрации Грязовецкого муниципального района от 08 октября 2010 года Разгуловой Л.Б. отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием условий назначения пенсии, указанных в Положении об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района.
Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии за выслугу лет, Разгулова Л.Б. обратилась в суд с иском к администрации Грязовецкого муниципального района о возложении обязанности по назначению муниципальной пенсии.
В обоснование своих требований истица указала, что с сентября 1982 года работала в должности заведующей районной фильмотекой отдела народного образования, которое в 1991 году было сформировано как структурное подразделение администрации Грязовецкого района Вологодской области. 01 сентября 1997 года была переведена методистом методического кабинета при управлении образования. Приказом №... от 01 октября 2001 года переведена на должность ведущего специалиста методического кабинета, а 10 января 2006 года уволена с занимаемой должности по сокращению численности штата работников.
Считает, что занимаемые ею должности относились к должностям муниципальной службы, так как она работала в структурном подразделении органа местного самоуправления, должность заведующей фильмотекой была руководящей должностью. В этой должности она организовывала работу по приему, систематизации, хранению и выдаче фильмоматериалов, вела картотеку их приема и выдачи.
Просит суд обязать администрацию Грязовецкого муниципального района установить и назначить ей пенсию за выслугу лет с момента обращения.
В судебном заседании Разгулова Л.Б. заявленные требования поддержала. Администрация Грязовецкого муниципального района и управление финансов Грязовецкого муниципального района, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Разгулова Л.Б. просит об отмене решения по мотиву несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушения норм материального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене исходя из следующего.
Решением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 25 июня 2009 года № 44 принято Положение об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района.
Разделом 3 вышеназванного Положения урегулированы условия назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района.
Согласно пункту 3.1 указанного раздела Положения пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района, трудовой договор с которыми прекращен в связи с:
а) ликвидацией органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района, а также сокращением численности или штата этих органов;
б) досрочным прекращением полномочий в случаях, установленных законодательством;
в) достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
г) увольнением по собственному желанию (в связи с выходом на пенсию);
д) обнаружившимся несоответствием занимаемой должности муниципальной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего прохождению муниципальной службы в соответствии с медицинским заключением;
е) признанием полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;
ж) в связи с избранием на выборную муниципальную должность;
з) увольнением по истечении срока трудового договора (для лиц, замещающих должности в органах местного самоуправления района, связанные с непосредственным обеспечением деятельности лиц, замещающих выборные муниципальные должности органов местного самоуправления района).
Пенсия за выслугу лет устанавливается при увольнении из органов местного самоуправления по основаниям, предусмотренным в пункте 3.1 настоящего Положения при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и только после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (кроме трудовых пенсий за выслугу лет) либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» или Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (пункт 3.2 Положения).
Увольнение Разгуловой Л.Б. с муниципальной службы состоялось до установления нового правового регулирования назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района Вологодской области.
На момент увольнения истца с работы вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих этого района были урегулированы Положением о муниципальной пенсии, утвержденным Постановлением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 19 апреля 2000 года № 52.
Пункт 2 этого Положения обуславливал назначение муниципальной пенсии увольнением с работы по основаниям, предусмотренным в пункте 1 Положения и наличием стажа работы в качестве муниципального служащего у мужчин - 12,5 лет, у женщин - 10 лет, исчисляемого в соответствии с Законом Вологодской области «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж государственной и муниципальной службы лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, должности государственных служащих и муниципальные должности муниципальной службы Вологодской области», и назначением государственной пенсии по Закону РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» или Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Как видно из трудовой книжки Разгуловой Л.Б., по приказу заведующей отделом народного образования №... от 19 августа 1982 года с 01 сентября 1982 года истица была назначена заведующей районной фильмотекой отдела народного образования, которое с 09 декабря 1991 года было сформировано как структурное подразделение администрации Грязовецкого района Вологодской области. Приказом №... от 01 сентября 1997 года Разгулова Л.Б. переведена на должность методиста методического кабинета при управлении образования. Приказом №... от 01 октября 2001 года она переведена на должность ведущего специалиста методического кабинета, а 10 января 2006 года уволена с занимаемой должности по п.2 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации по сокращению численности штата работников. С 08 февраля 2004 года Разгулова Л.Б. является получателем трудовой пенсии, что подтверждено представленным истицей пенсионным удостоверением на листе дела 13.
Отказ ответчика в назначении пенсии в связи с отсутствием стажа муниципальной службы послужил основанием для обращения Разгуловой Л.Б. с настоящим иском в суд.
Принимая решение об отказе истцу в удовлетворении иска, суд указал на то, что в период с 01 сентября 1997 года по 10 января 2006 года Разгулова Л.Б., действительно, занимала должности муниципальной службы, включенные в реестр муниципальных должностей органов местного самоуправления района, являлась муниципальным служащим. Однако стаж ее муниципальной службы на момент увольнения составил менее 10 лет, поскольку время работы истицы в должности заведующей фильмотекой отдела народного образования не подлежит включению в такой стаж ввиду того, что эта должность в реестре муниципальных должностей поименована не была, доказательств того, что фильмотека являлась отделом при управлении образования, суду не представлено.
Такой вывод суда нельзя признать правильным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Закон № 25-ФЗ) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (п.1). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (п.2). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования. Руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (п.3).
Статья 25 Закона № 25-ФЗ предусматривает, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3)государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы; 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (п.1). Порядок исчисления стаж муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (п.2).
Согласно статье 7 Закона № 25-ФЗ реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемых с учетом исторических и иных местных традиций (п.1).
Данных о том, что должность заведующего фильмотекой в реестрах муниципальных должностей Грязовецкого муниципального района поименована не была, в материалах дела нет, поскольку в возражениях на требования истца ответчик уклонился от предоставления таких документов, указывая, что такие реестры до 2006 года в администрации Грязовецкого муниципального района не сохранились.
Между тем, из материалов дела видно, что с 01 сентября 1982 года истица была принята на должность заведующей фильмотекой по приказу заведующей отдела народного образования, получала денежное содержание по этой должности. С 09 декабря 1991 года вышеуказанное учреждение было сформировано как структурное подразделение администрации района. Перевод Разгуловой Л.Б. с должности на должность в этом структурном подразделении органа местного самоуправления, награждения за долголетний и добросовестный труд в системе народного образования были оформлены приказами руководителя управления образования, что указывает на выполнение истицей в этот период обязанностей сотрудника структурного подразделения администрации района.
Таким образом, истец осуществляла оплачиваемую из муниципального бюджета на постоянной основе профессиональную деятельность в муниципальном учреждении, которая соответствовала всем аспектам, учитываемым законодателем в качестве особых отличительных критериев, определяющим должности муниципальной службы.
Тот факт, что реестры муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района Вологодской области до 2006 года не сохранились, не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее признанию за истцом права на пенсионное обеспечение.
Право на пенсионное обеспечение возникает у гражданина с момента, с которого в соответствии с пенсионным законодательством складывается совокупность юридически значимых обстоятельств, таких, как достижение пенсионного возраста, наличие стажа работы по специальности или стажа по выслуге лет.
При включении спорного периода в стаж муниципальной службы истицы с учетом ее работы в должности методиста методического кабинета и ведущего специалиста в том же учреждении, также подлежащих включению в такой стаж, он составит более 10 лет.
По изложенным основаниям судебная коллегия суда кассационной инстанции не может признать законным и обоснованным постановленное судом первой инстанции решение, оно подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 24 марта 2011 года отменить.
Принять новое решение.
Обязать администрацию Грязовецкого муниципального района Вологодской области установить и назначить Разгуловой Л.Б. пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, с момента обращения за ее назначением.
Председательствующий: И.Н. Бочкарева
Судьи: В.Н.Белякова
Л.И.Билева