Кассационное определение №33-2199 от 11 мая 2011 года



Судья Цыбульская И.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 мая 2011 года № 33-2199

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Маклаковой Н.С.,

судей Слепухина Л.М., Теплова И.П.,

при секретаре Михайловой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента развития муниципальных образований Вологодской области на решение Череповецкого городского суда от 30 марта 2011 года, которым Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обязан предоставить Ласкиной Г.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи 1 человек не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., судебная коллегия

установила:

Ласкина Г.А. обратилась в суд с иском к мэрии г.Череповца о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска указала, что родилась <ДАТА> в г. В.Устюг <адрес>, матерью была оставлена в доме малютки, где находилась до 3 лет. После чего была переведена в Никольский дошкольный детский дом <адрес>, где находилась до 7 лет. С <ДАТА> была помещена в Кирилловский детский дом №... г...., где обучалась в школе 2 класса. С 1970 по 1976 года училась в школе-интернате г. .... Затем истица обучалась в строительном училище №... г.....

После заключения брака с Язвецовым И.В. с <ДАТА> истица была зарегистрирована у мужа в четырехкомнатной квартире №... дома №... по ул. .... <ДАТА> у нее родилась дочь - ....

15 сентября 1997 года постановлением мэрии г. Череповца №... истица была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи 3 человека, учетный номер очереди как воспитанника детского дома - 127. После расторжения брака 10 февраля 1998 года истица вместе с дочерью стала занимать комнату площадью 9 кв.м. по месту регистрации. По состоянию на 2010 год номер общей очереди составляет 3821, льготной очереди - №.... Мэрией г.Череповца до настоящего времени решение о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма не принято.

В судебное заседание Ласкина Г.А. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, ее представитель Илатовских Л.В. по доверенности, представила суду уточненные исковые требования, истица просила предоставить ей жилое помещение по договору социального найма в г. Череповце на семью из 1 человека по установленным нормам.

Представитель ответчика - мэрии г.Череповца - в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, одновременно указал, что исковые требования Ласкиной Г.А. не признаёт, поскольку мэрия г.Череповца не является надлежащим ответчиком. Финансирование по обеспечению жильём детей-сирот является обязательством субъекта Российской Федерации. Также согласно ст.22 Закона Вологодской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области», вступившим в действие с 01 января 2008 года, дети-сироты имеют право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма органом исполнительной государственной власти области.

Представитель ответчика - Департамента развития муниципальных образований Вологодской области - в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В отзыве, ссылаясь на федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 1.1 ст. 4 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1471-03 «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», иск не признал. На момент постановки в очередь на получение жилого помещения возраст истицы составлял 36 лет, поэтому она не относится к указанной категории лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Департаментом развития муниципальных образований Вологодской области поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права. В обоснование своей правовой позиции указал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

В возражениях на жалобу Ласкина Г.А. просит решение суда оставить без изменения, как вынесенное законно и обоснованно, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, не нашла оснований для отмены решения.

Разрешая спор, суд установил, что Ласкина Г.А., <ДАТА> года рождения, после рождения оставлена матерью, воспитывалась в детских домах Вологодской области. Постановлением мэрии г.Череповца от 15.09.97 №... поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении ей жилого помещения с правом на внеочередное получение жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В настоящее время Ласкина Г.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, нанимателем которой является Язвецова А.А. - мать бывшего супруга, занимает там комнату площадью 9 кв.метров.

Из уведомления мэрии г.Череповца от 14.03.2011 №... следует, что Ласкина Г.А. состоит на учете граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за № 48, номер общей очереди - 3785.

Согласно справке от 28.03.2011 жилищного управления мэрии города следует, что Ласкина Г.А. составом семьи 1 человек состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 15 сентября 1997 года.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из положений абз. 2 п. 1 ст. 8 данного Федерального закона следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста - 23 лет.

В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья, независимо от того, какого возраста они достигли.

Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Сторонами не оспаривается, что до настоящего времени жилье истице не предоставлено, то есть органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на которые законом возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истице вне очереди, не исполнили эту обязанность.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 22 Закона Вологодской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, или имеющие жилое помещение на праве собственности общей площадью менее учетной нормы, имеют право на предоставление органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление жилищным фондом области, жилого помещения по договорам социального найма вне очереди общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством по окончании пребывания в образовательном и ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Удовлетворяя требования истицы, суд правомерно и обоснованно руководствовался приведенными выше нормами материального права, регулирующими правоотношения, возникающие при осуществлении предусмотренных законом гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – при обеспечении их жилой площадью, дал им правильное толкование и сделал правильный вывод о наличии для этого правовых оснований.

Поскольку положением о Департаменте развития муниципальных образований области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 23 декабря 2008 года № 2498, обеспечение реализации полномочий органов исполнительной государственной власти в сфере жилищных отношений, а также осуществление полномочий по управлению и распоряжению жилищным фондом области возложено на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области, суд правомерно и обоснованно обязал его исполнить обязанность по предоставлению истице жилого помещения.

На основании изложенного судебная коллегия полагает, что, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований истец суду представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда от 30 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента развития муниципальных образований Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий: Н.С. Маклакова

Судьи: Л.М. Слепухин

И.П. Теплов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200