Судья Маркова М.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 06 мая 2011 года № 33-2109
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жаворонковой В.А.,
судей Чернышовой Н.Э., Мальцевой Е.Г.,
при секретаре Изотовой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Родиной В.А. - Захарова К.К. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 03 марта 2011 года, которым отказано Родиной В.А. в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., объяснения представителя Родиной В.А. – Захарова К.К., судебная коллегия
установила:
Р,А.Ф., супруг Родиной В.А., 06.07.1987 был уволен с военной службы в запас по возрасту приказом Командующего ВВС СФ от 11.06.1987 № 037 - пм и исключён из списков личного состава приказом командира в/ч 90491 от 06.07.1987 № 290. Общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составила 25 лет 04 месяца 20 дней.
На момент увольнения Родина А.Ф. с военной службы его семья занимала двухкомнатную квартиру <адрес>.
16.06.2007 года Р,А.Ф. умер.
28.07.2008 Родина В.А. обратилась в Военный комиссариат города Вологды и Вологодского района с заявлением о предоставлении ей двухкомнатной квартиры в г. Вологде, либо выплате денежной компенсации в размере рыночной стоимости квартиры, или выдаче государственного жилищного сертификата.
Администрацией города Вологды, куда из Военного комиссариата поступило заявление Родиной В.А., в предоставлении жилого помещения, либо выделения государственного жилищного сертификата было отказано со ссылкой на то, что Родин А.Ф. после увольнения с военной службы на учет для получения жилой площади не вставал, с соответствующим заявление не обращался.
11.02.2011 представитель Родиной В.А. - Захаров К.К. обратился в суд с иском к Управлению Федерального казначейства по Вологодской области, Министерству финансов Российской Федерации о возложении обязанности по возмещению Родиной В.А. убытков, причинённых незаконными действиями военного комиссариата г. Вологды и Вологодского района и Администрации г. Вологды, выплате ей суммы причинённого реального ущерба в размере средней рыночной цены двухкомнатной квартиры в г. Вологде в размере ... рублей.
Исковые требования мотивировал тем, что отказ Администрации г. Вологды является незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления, в результате которых Родина В.А. понесла убытки.
Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Администрация г. Вологды, Министерство финансов Российской Федерации, Департамент финансов Вологодской области, в качестве третьего лица - Военный комиссариат г. Вологды и Вологодского района.
В судебном заседании представитель истца Родиной В.А. по доверенности Захаров К.К. требования уточнил. Просил суд взыскать с Управления Федерального казначейства по Вологодской области рыночную стоимость двухкомнатной квартиры эконом - класса в городе Вологде. Не настаивал на предоставлении жилищного сертификата, поскольку инфляция в кризисный период обесценила государственный жилищный сертификат, цены на новые квартиры в городе Вологде значительно превышают денежное содержание государственных жилищных сертификатов.
Право семьи Р,А.Ф. на жилье возникло в 1987 году, в момент его увольнения с военной службы. По законодательству, действовавшему в тот период, его обязаны были обеспечить жилым помещением по избранному месту жительства в течение трёх месяцев. Р,А.Ф. с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в получении жилого помещения не обращался. О том, что Р,А.Ф. избрал местом постоянного жительства г. Вологду, Родина В.А. сообщала в 2009 году Администрации города Вологды.
Представитель ответчика Администрации города Вологды по доверенности Моисеева А.А. возразила против удовлетворения иска. Пояснила, что Р,А.Ф. в Администрацию города Вологды в заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не обращался, на учете не состоял. Обращение Родиной В.А. в Администрацию города Вологды поступило только в 2009 году. В настоящее время постановка на учет военнослужащих в Администрации не осуществляется.
Представитель Управления Федерального казначейства по Вологодской области и Министерства финансов Российской Федерации но доверенности Сорокина Н.М. также возразила против удовлетворения иска. Пояснила, что Управление Федерального казначейства по Вологодской области и Департамент финансов Вологодской области являются ненадлежащими ответчиками, поскольку на данные органы не возложена обязанность по возмещению вреда гражданам, обеспечению жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. Вологодская область, Администрация города Вологды не финансируют указанные расходы.
Представитель ответчика Департамента финансов Вологодской области в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Вологодской области по доверенности Скобелева Е.А. возразила против удовлетворения с иска. Суду пояснила об отсутствии рапортов либо заявлений Р,А.Ф. о желании получить жилое помещение в городе Вологде, как избранном им постоянном месте жительства.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе представитель истца Родиной В.А. - Захаров К.К. просил об отмене решения суда по мотиву неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (подпункты «д», «е» части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Судом установлено, что Р,А.Ф. уволен с военной службы 06.07.1987, стаж его военной службы - более 25 лет.
На тот момент его семья, состоящая из четырех человек, была обеспечена жилым помещением по месту службы - проживала в двухкомнатной благоустроенной квартире <адрес>. В состав семьи входили супруги Родины и две их дочери. Поэтому нуждающейся в жилом помещении на тот момент указанная семья не являлась.
При увольнении с военной службы <адрес> имел право на обеспечение жилым помещением по тому месту жительства, которое он избрал для своей семьи в качестве постоянного.
Такая возможность была ему предоставлена Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193 "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей", согласно которой он должен быть обеспечен жилой площадью в течение трех месяцев со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
Из анализа указанного постановления следует, что избранное место жительства на тот момент определялось прибытием к нему военнослужащего, уволенного из рядов Вооруженных сил, и пропиской (регистрацией) его по новому месту жительства.
С учетом изложенного объяснения представителя истца Родиной В.А. – Захарова К.К. об отсутствии необходимости представления заявления Р,А.Ф. о принятии его на учет для получения жилья по избранному месту жительства в г. Вологде обоснованно не признаны состоятельными.
Судом установлено и не оспаривалось представителем истца Родиной В.А. – Захаровым К.К., что Р,А.Ф. после увольнения с военной службы, не предпринял действий по получению им жилого помещения в г. Вологде, как в месте своего постоянного жительства: не прибыл на постоянное место жительства в г.Вологду, не получил регистрацию по месту жительства, не представил заявление о постановке его на учет для получения жилья.
Кроме того, Р,А.Ф. после увольнения в течение 20 лет продолжал проживать в имевшемся у него жилом помещении в поселке <адрес>, которое в 2001 году вместе с супругой Родиной В.А. получил в собственность в порядке приватизации.
Указанные обстоятельства свидетельствует об отсутствии его волеизъявления на получение жилого помещения в льготном порядке в г. Вологде.
В дальнейшем также сохранялся аналогичный порядок принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, уволенных с военной службы, - в соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 11.10.94 (24.11.95 № 178-ФЗ) граждане, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее, чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, что также подтверждает необходимость военнослужащему выразить свое волеизъявление в надлежащей форме для включения в соответствующие списки и довести его до сведения органов местного самоуправления, что Р,А.Ф. не было сделано.
Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений указанной категории граждан с таким юридически значимым обстоятельством как признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном месте жительства в Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Родиной В.А., суд первой инстанции правомерно принял во внимание пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 28 декабря 2010 года), согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Кроме того, согласно подпункту «г» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилых помещений) до 01 января 2005 года, в том числе члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.
Таким образом, основанием для решения жилищной проблемы военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей является признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановка на соответствующий учёт в избранном месте жительства.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих.
Так, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями; б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении... (п. 6).
При этом основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
В настоящее время основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку (п. 7).
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению (п. 9).
Однако не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры). .. (п. 10).
Определяя нуждаемость истца Родиной В.А. в жилом помещении, суд принял во внимание, что она использовала вместе с мужем Р,А.Ф.. возможность решения жилищного вопроса получением в собственность занимаемого ими жилого помещения в поселке <адрес> в порядке приватизации в 2001 году в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054.
Кроме того, истец проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире общей площадью 51,2 кв. метра, в которой кроме неё зарегистрированы: внучка Ш.Л. с 30.01.2006, правнучка Ш. с 08.10.2009, правнук М. с 06.07.2010, сожитель внучки М. с 22.06.2010. Наличие регистрации в указанной квартире родственников истца и иных лиц, вселенных истцом, которые, однако, членами её семьи не признаны, нельзя расценивать как основание для признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяется социальные гарантии, предусмотренные указанным Законом, относятся: супруг; несовершеннолетние дети; дети, старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; дети, находящиеся на иждивении военнослужащего. Внуки, правнуки, сожители кого-либо из них в данном перечне не указаны.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт нуждаемости в улучшении жилищных условий истца Родиной В.А. не доказан, тогда как в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Также следует учесть, что с 01.01.2005 с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений, что следует из пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 22.08.2004).
В соответствии со статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из положений данной статьи следует, что вред за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации подлежит возмещению только в случае, если данный вред был причинён незаконными действиями.
В соответствие с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение вреда является вина причинителя вреда. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что доказательства причинения Родиной В.А. вреда действиями Военного комиссариата Вологодской области и Администрации г. Вологды не представлены. Такой вывод суда является правильным.
Кроме того, следует принять во внимание, что фактически заявленные исковые требования направлены на защиту жилищных прав истца Родиной В.А., как члена семьи военнослужащего, умершего после увольнения с военной службы. При этом способы защиты жилищных прав указанной категории граждан перечислены в пункте 2.1 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ (в ред. от 28.12.2010) «О статусе военнослужащих»: предоставление помещения в собственность бесплатно, предоставление жилого помещения по договору социального найма, предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Указанный перечень является исчерпывающим. Выбранный истцом способ защиты жилищных прав – взыскание рыночной стоимости двухкомнатной квартиры эконом-класса в городе Вологде действующим законодательством не предусмотрен.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана правильная оценка. Выводов, сделанных судом, доводы кассационной жалобы не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для вмешательства в принятое судом решение.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 03 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Родиной В.А. Захарова К.К. – без удовлетворения.
Председательствующий: В.А. Жаворонкова
Судьи: Н.Э. Чернышова
Е.Г. Мальцева