Кассационное определение № 33-2284 от 18 мая 2011 года



Судья Лукинская Н.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 мая 2011 года № 33-2284

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Король И.Н.,

судей Беляковой В.Н., Соколовой Л.С.,

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления образования Сокольского муниципального района Вологодской области на решение Сокольского районного суда от 13 апреля 2011 года, которым с муниципального образовательного учреждения «Воробьевская средняя общеобразовательная школа» в пользу Солодягиной Н.В. взыскана задолженность по выплате надбавки за стаж в размере ... рубля ... копеек, в местный бюджет - государственная пошлина в размере ... рублей.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения представителя Управления образования Сокольского муниципального района Вологодской области Одинцовой Е.С., судебная коллегия

установила:

На основании приказа №... от <ДАТА> Солодягина Н.В. работает в должности учителя коррекционного класса и по совместительству организатором воспитательной работы в муниципальном образовательном учреждении «Воробьевская средняя общеобразовательная школа» (далее - МОУ «Воробьевская СОШ») (л.д.4).

Межрайонный прокурор Сокольской межрайонной прокуратуры в интересах Солодягиной Н.В. обратился в суд с иском к МОУ «Воробьевская СОШ» о взыскании задолженности по заработной плате.

В обоснование требований указал, что приказом №... от <ДАТА> Солодягиной Н.В. установлена надбавка за стаж работы в размере ... % (л.д. 6, с.2), которая с января 2010 года по декабрь 2010 года начислялась и выплачивалась от минимального оклада. В соответствии с пунктом 6.13.1.3 Регионального отраслевого соглашения по образовательным учреждениям Вологодской области на 2010 - 2012 годы от 12 февраля 2010 года указанная надбавка рассчитывается исходя из размера должностного оклада. Действие данного Соглашения распространено на отношения, возникшие после 01 января 2010 года (пункт 1.13). Постановлением администрации Сокольского муниципального района от 07 декабря 2010 № 1941 внесены изменения в Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района, в подпункте 4.1.1 слова «минимального оклада» заменены словом «оклада». Тем не менее, задолженность, образовавшаяся перед Солодягиной Н.В. с января 2010 года по декабрь 2010 года, не погашена. Согласно Уставу МОУ «Воробьевская СОШ» является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность, несет ответственность по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами. Кроме того ответственность по обязательствам школы несет учредитель – Управление образования Сокольского муниципального района.

Просил суд взыскать с МОУ «Воробьевская СОШ» в пользу Солодягиной Н.В. задолженность по заработной плате в размере ... рублей ... копеек.

В судебном заседании прокурор исковые требования просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Солодягина Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена. Телефонограммой просила о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.17).

Представитель ответчика (МОУ «Воробьевская СОШ») по должности Шибалова Е.А. исковые требования признала частично, пояснив, что в настоящее время погашена задолженность перед истцом в сумме ... рублей.

Представитель третьего лица (Управления образования Сокольского муниципального района) Одинцова Е.С. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 20 – 21).

В возражениях начальник Управления образования Сокольского муниципального района Сыч Н.В. указал, что региональное отраслевое соглашение, на которое ссылается прокурор в обоснование своих исковых требований, не является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения, а устанавливает лишь общие условия для той или иной отрасли правоотношений. Сумма, которую просит взыскать истец, представляет собой разницу между выплатой надбавки за стаж, исчисленной от минимального оклада, и выплатой за стаж, исчисленной от должностного оклада, вследствие чего не может отождествляться с задолженностью по заработной плате. Оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района осуществляется в соответствии с Постановлением главы района от 24 декабря 2008 года № 2211, утвердившим Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района. В соответствии с данным постановлением надбавка за стаж установлена в процентном соотношении к минимальному окладу, изменение в него внесено постановлением от 07 декабря 2010 года № 1941, надбавка стала рассчитываться в соотношении к окладу. Данный акт действует с момента подписания и указания на распространение его действия на отношения, возникшие ранее, не содержит. Полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Управление образования Сокольского муниципального района Вологодской области просит об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что задолженность по заработной плате за 2010 года перед истцом отсутствует, расходы на зарплату профинансированы Управлением образования за 2010 год в полном объеме. Суд первой инстанции дал неверную оценку Отраслевому соглашению, которое не является нормативным актом. Система оплаты труда самостоятельно устанавливается учреждением, отраслевое соглашение области определяет общие условия для той или иной отрасли трудовых отношений. В 2009 году Советом школы принято Положение об оплате труда в школе и установлена приемлемая для школы система оплаты, которая применялась для исчисления надбавки. Фонд оплаты формировался на основе указанного положения и Постановления главы района от 24 декабря 2008 года № 2211, утвердившего Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района. Согласно этим нормативным актам надбавка за стаж исчислялась в процентном соотношении к минимальному окладу, изменение внесено в конце 2010 года, надбавка стала рассчитываться в соотношении к окладу, но указания на распространение этих изменений на отношения, возникшие ранее, не имеется.

В возражениях на кассационную жалобу участвовавший в деле прокурор и Солодягина Н.В. просят оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на неё, полагает, что решение соответствует фактическим обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации Соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В силу части 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

12 февраля 2010 года заключено региональное отраслевое соглашение по образовательным учреждениям Вологодской области на 2010 - 2012 годы, согласно пункту 1.2 которого оно обязательно к применению при заключении территориальных отраслевых соглашений на уровне муниципальных образований Вологодской области, коллективных договоров в образовательных учреждениях, трудовых договоров с работниками и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров. Соглашение устанавливает минимальные социальные гарантии работникам образования области и не ограничивает права органов местного самоуправления и образовательных учреждений в расширении этих гарантий при наличии собственного ресурсного обеспечения.

Согласно пункту 1.3 участниками (сторонами) Соглашения являются: Вологодская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации - от имени работников, Департамент образования Вологодской области - орган исполнительной государственной власти, Региональное объединение работодателей государственных и муниципальных образовательных учреждений Вологодской области - от имени работодателей.

Пунктом 1.7. Соглашения предусмотрена возможность территориальных отраслевых соглашений на уровне муниципальных районов и городских округов между органами местного самоуправления, территориальными организациями Профсоюза и работодателей, устанавливающих условия труда, социальные льготы и гарантии работникам образования, конкретизирующие и дополняющие положения данного Соглашения исходя из территориальных особенностей городского округа и муниципального района. Территориальные отраслевые соглашения не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением.

В тех случаях, когда на работников образовательных учреждений в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений (пункт 1.8).

Согласно пункту 1.13 вышеуказанное Соглашение вступило в силу с 1 января 2010 года и действительно до 1 января 2013 года.

В соответствии с пунктом 6.13.1 регионального отраслевого соглашения по образовательным учреждениям Вологодской области на 2010-2012 годы работникам образовательных учреждений установлена выплата стимулирующего характера в виде надбавки за стаж в процентном отношении к должностному окладу в зависимости от стажа работы (пункт 6.13.1.3).

Ответчиком не оспаривается, что Солодягиной Н.В. надбавка за стаж рассчитывалась с 01 января 2010 года исходя из минимального оклада, разница по выплате, определяемой с учетом должностного оклада, составляет (с применением районного коэффициента) ... рублей ... копеек (л.д.5, 6).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что указанная сумма является задолженностью работодателя перед истицей по заработной плате, и взыскал её за минусом выплаченных ... рублей, в размере ... рубля ... копеек.

Доводы кассационной жалобы о том, что расчет заработной платы осуществлялся в соответствии с действовавшим Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района, утвержденным Постановлением главы района от 24 декабря 2008 года №2211 и Положением об оплате труда, утвержденным Советом школы в 2009 году не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик является бюджетным учреждением, судебная коллегия в соответствии со статьей 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации считает возможным снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с него в доход местного бюджета, до ... рублей, изменив в указанной части решение суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сокольского районного суда от 13 апреля 2011 года изменить, уменьшить размер подлежащей взысканию с муниципального образовательного учреждения «Воробьевская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета государственной пошлины с ... рублей до ... рублей.

В остальном решение Сокольского районного суда от 13 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления образования Сокольского муниципального района Вологодской области – без удовлетворения.

.

Председательствующий И.Н. король

Судьи Л.С. Соколова

В.Н. Белякова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200