Судья Лукинская Н.Н.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2011 года № 33-2289
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Король И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Соколовой Л.С.
при секретаре Яркиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления образования Сокольского муниципального района Вологодской области на решение Сокольского районного суда от 08 апреля 2011 года, которым с муниципального образовательного учреждения «Воробьевская средняя общеобразовательная школа» взыскана задолженность по выплате надбавки за стаж в пользу Яблоковой Е.С. в размере ... рубль ... копейки, в местный бюджет - государственная пошлина в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения представителя Управления образования Сокольского муниципального района Вологодской области Одинцовой Е.С., судебная коллегия
установила:
На основании приказа №... от <ДАТА> Яблокова Е.С. работает в должности учителя начальных классов в муниципальном образовательном учреждении «Воробьевская средняя общеобразовательная школа» (далее - МОУ «Воробьевская СОШ») (л.д.3).
Межрайонный прокурор Сокольской межрайонной прокуратуры в интересах Яблоковой Е.С. обратился в суд с иском к МОУ «Воробьевская СОШ» о взыскании задолженности по заработной плате в размере ... рублей ... копейки.
В обоснование требований указал, что приказом №... от <ДАТА> Яблоковой Е.С. установлена надбавка за стаж работы в размере ... % (л.д. 5, с.2), которая с января 2010 года по декабрь 2010 года начислялась и выплачивалась от минимального оклада. В соответствии с пунктом 6.13.1.3 Регионального отраслевого соглашения по образовательным учреждениям Вологодской области на 2010 - 2012 годы от 12 февраля 2010 года указанная надбавка рассчитывается, исходя из размера должностного оклада. Действие данного Соглашения распространено на отношения, возникшие после 01 января 2010 года (пункт 1.13). Постановлением администрации Сокольского муниципального района от 07 декабря 2010 № 1941 внесены изменения в Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района, в подпункте 4.1.1 слова «минимального оклада» заменены словом «оклада». Тем не менее, задолженность, образовавшаяся перед Яблоковой Е.С. с января 2010 года по декабрь 2010 года, не погашена. Согласно Уставу МОУ «Воробьевская СОШ» является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность, несет ответственность по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами. Кроме того ответственность по обязательствам школы несет учредитель – Управление образования Сокольского муниципального района.
Просил суд взыскать с МОУ «Воробьевская СОШ» в пользу Яблоковой Е.С. задолженность по заработной плате в размере ... рублей ... копейки.
В судебном заседании прокурор и истец Яблокова Е.С. заявленные требования просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик (МОУ «Воробьевская СОШ») о времени и месте судебного разбирательства извещен. В возражениях на иск, представленных в письменном виде, директор школы Шибалова Е.А. исковые требования признала частично, указав, что в настоящее время погашена задолженность перед истцом в сумме ... рубль ... копейка. Дело просила рассмотреть без её участия (л.д.19).
Представитель третьего лица (Управления образования Сокольского муниципального района) Одинцова Е.С. исковые требования не признала. Пояснила, что задолженности по заработной плате перед истцом не имеется. Сумма, которую просит взыскать истец, представляет собой разницу между выплатой надбавки за стаж, исчисленной от минимального оклада, и выплатой за стаж, исчисленной от должностного оклада, вследствие чего назвать это задолженностью по заработной плате нельзя. 27 апреля 2010 года было принято Территориальное отраслевое соглашение по образовательным учреждениям Сокольского муниципального района на 2010-2012 годы, определившее единые рекомендации к формированию систем оплаты труда в образовательных учреждениях. Системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Фонд оплаты труда в бюджетных учреждениях формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального, регионального и муниципальных бюджетов. Стимулирующий фонд оплаты труда образовательных учреждений составляет до 30% фонда оплаты труда учреждения. Размеры выплат стимулирующего характера устанавливаются образовательными учреждениями в пределах имеющихся средств. В целях сохранения единых принципов оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района постановлением главы района от 24 декабря 2008 № 2211 утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района. Фонд оплаты труда работников данных учреждений формируется на календарный год исходя из численности работников, предусмотренных штатным расписанием, за счет ассигнований из областного и районного бюджетов в пределах сметных назначений. Размер фонда оплаты труда работников учреждений определяется управлением образования, в ведении которого находятся учреждения, так же в пределах сметных назначений. В соответствии с данным постановлением главы района надбавка за стаж установлена в процентом соотношении к минимальному окладу. 07 декабря 2010 года за № 1941 было издано постановление администрации района о внесении изменений в вышеуказанное Положение об оплате труда, в связи с которым надбавка за стаж стала считаться в процентном соотношении к окладу, но на ранее возникшие отношения это положение не распространяется.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Управление образования Сокольского муниципального района Вологодской области просит об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что задолженность по заработной плате за 2010 года перед истцом отсутствует, расходы на зарплату профинансированы Управлением образования за 2010 год полностью. Суд первой инстанции дал неверную оценку Отраслевому соглашению, которое не является нормативным актом. Истец просит взыскать разницу между выплатой за стаж исчисленной от минимального оклада и выплатой за стаж, исчисленной от должностного оклада, которая не является задолженностью по заработной плате. Система оплаты труда самостоятельно устанавливается учреждением, отраслевое соглашение области определяет общие условия для той или иной отрасли трудовых отношений. В 2009 году Советом школы принято Положение об оплате труда в школе и установлена приемлемая для школы система оплаты, которая применялась для исчисления надбавки. Фонд оплаты формировался на основе указанного положения и Постановления главы района от 24 декабря 2008 года № 2211, утвердившего Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района. Согласно этим нормативным актам надбавка за стаж исчислялась в процентном соотношении к минимальному окладу, изменение внесено в конце 2010 года, надбавка стала рассчитываться в соотношении к окладу. Указания на распространение изменений на отношения, возникшие ранее, не имеется.
В возражениях на кассационную жалобу участвовавший в деле прокурор Сокольской межрайонной прокуратуры просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на неё, полагает, что решение соответствует фактическим обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации Соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В силу части 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
12 февраля 2010 года заключено региональное отраслевое соглашение по образовательным учреждениям Вологодской области на 2010 - 2012 годы, согласно пункту 1.2 которого оно обязательно к применению при заключении территориальных отраслевых соглашений на уровне муниципальных образований Вологодской области, коллективных договоров в образовательных учреждениях, трудовых договоров с работниками и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров. Соглашение устанавливает минимальные социальные гарантии работникам образования области и не ограничивает права органов местного самоуправления и образовательных учреждений в расширении этих гарантий при наличии собственного ресурсного обеспечения.
Согласно пункту 1.3 участниками (сторонами) Соглашения являются: Вологодская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации - от имени работников, Департамент образования Вологодской области - орган исполнительной государственной власти, Региональное объединение работодателей государственных и муниципальных образовательных учреждений Вологодской области - от имени работодателей.
Пунктом 1.7 Соглашения предусмотрена возможность территориальных отраслевых соглашений на уровне муниципальных районов и городских округов между органами местного самоуправления, территориальными организациями Профсоюза и работодателей, устанавливающих условия труда, социальные льготы и гарантии работникам образования, конкретизирующие и дополняющие положения данного Соглашения исходя из территориальных особенностей городского округа и муниципального района. Территориальные отраслевые соглашения не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением.
В тех случаях, когда на работников образовательных учреждений в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений (пункт 1.8).
Согласно пункту 1.13 вышеуказанное Соглашение вступило в силу с 1 января 2010 года и действительно до 1 января 2013 года.
В соответствии с пунктом 6.13.1 регионального отраслевого соглашения по образовательным учреждениям Вологодской области на 2010-2012 годы работникам образовательных учреждений установлена выплата стимулирующего характера в виде надбавки за стаж в процентном отношении к должностному окладу в зависимости от стажа работы (пункт 6.13.1.3).
Ответчиком не оспаривается, что Яблоковой Е.С. надбавка за стаж рассчитывалась с 01 января 2010 года исходя из минимального оклада, и разница по выплате, определяемой с учетом должностного оклада, составляет (с применением районного коэффициента) ... рублей ... копейки (л.д.4, 5).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что указанная сумма является задолженностью работодателя перед Яблоковой Е.С. по заработной плате, и взыскал её в пользу истицы.
Доводы кассационной жалобы о том, что расчет заработной платы осуществлялся в соответствии с действовавшим Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района, утвержденным Постановлением главы района от 24 декабря 2008 года № 2211, и Положением об оплате труда, утвержденным Советом школы в 2009 году, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик является бюджетным учреждением, судебная коллегия в соответствии со статьей 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации полагает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с него в доход местного бюджета, до ... рублей, изменив в указанной части решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сокольского районного суда от 08 апреля 2011 года изменить, уменьшить размер подлежащей взысканию с муниципального образовательного учреждения «Воробьевская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета государственной пошлины с ... рублей до ... рублей.
В остальном решение Сокольского районного суда от 08 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления образования Сокольского муниципального района Вологодской области – без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Король
Судьи Л.С.Соколова
В.Н. Белякова