Судья Цыбульская И.Д.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2011 года № 33-2315
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жаворонковой В.А.,
судей Мальцевой Е.Г., Слепухина Л.М.,
при секретаре Ермалюк А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе С. на решение Череповецкого городского суда от 04 апреля 2011 года, которым исковые требования С. к мэрии <адрес>, Департаменту развития муниципальных образований <адрес> об установлении внеочередного порядка выдачи государственного жилищного сертификата оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мальцевой Е.Г., объяснения С., судебная коллегия
установила:
вступившим в законную силу решением Череповецкого городского суда от <ДАТА> на Департамент развития муниципальных образований <адрес> возложена обязанность выдать С. государственный жилищный сертификат, удостоверяющий право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на получение жилого помещения общей площадью ... кв.м.
Со ссылкой на неисполнение решения суда С. обратился в суд с иском к Мэрии <адрес>, Департаменту развития муниципальных образований <адрес> об установлении очередности выдачи жилищного сертификата. В обоснование иска указал, что является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, в 1995 году ему установлена ... группа инвалидности, с 2004 года - ... группа, исполнительное производство №... судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> в настоящий момент не окончено. Просил возложить на ответчиков обязанность предоставить жилищный сертификат во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в обоснование иска.
В судебное заседание представители ответчиков мэрии <адрес> и Департамента развития муниципальных образований <адрес> не явились, в возражениях на иск просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседание извещен.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств, имеющих значение для дела, что повлекло неправильное применение норм материального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты; для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью. На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года № 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 866 основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).
Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации ее последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 и действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года №133), предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии).
Таким образом, действующим жилищным законодательством право граждан из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, правовые основания для установления истцу внеочередного порядка выдачи государственного сертификата на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на получение жилого помещения отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы выводы суда не опровергают, данных, влияющих на них и нуждающихся в дополнительной проверке, не содержат, по существу направлены на иную оценку доказательств, а потому основанием к отмене решения служить не могут.
Юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям должным образом применены нормы материального права, выводы суда мотивированы и доводами кассационной жалобы не опровергнуты.
При указанных обстоятельствах оснований для вмешательства в состоявшееся судебное решение судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда от <ДАТА> оставить без изменения, кассационную жалобу С. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: