кассационное определение №33-2352 от 20.05.2011.



Судья Гоглева Н.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 мая 2011 года № 33-2352

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Жаворонковой В.А.,

судей Мальцевой Е.Г., Слепухина Л.М.,

при секретаре Изотовой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации <адрес> на решение Вологодского городского суда от <ДАТА>, которым исковые требования С, Св., Сю. удовлетворены.

Постановление администрации <адрес> №... от <ДАТА> «Об учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части отказа С, Св., Сю. во включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат признано незаконным и отменено.

Возложены обязанности на администрацию <адрес> включить С, Св., Сю. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, с <ДАТА> и предоставить С, Св., Сю. на состав семьи из трех человек вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма, не менее ранее занимаемого жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мальцевой Е.Г., объяснения представителя С А., судебная коллегия

установила:

С является нанимателем <адрес>, совместно с ней зарегистрированы дочери Св. и Сю.

Решением Вологодского городского суда от <ДАТА> исковые требования С, Св., Сю., Т. к администрации <адрес> о возложении обязанности произвести оценку жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на предмет признания пригодным (непригодным) для проживания оставлены без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 02 апреля 2010 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым на администрацию города Вологды возложена обязанность произвести оценку указанного жилого дома на предмет признания пригодным (непригодным) для проживания граждан.

В соответствии с актом межведомственной комиссии по оценке жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда <адрес> от <ДАТА> жилое помещение отнесено к категории непригодных для проживания.

Постановлением администрации <адрес> от <ДАТА> №... (п.3) «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» С, Св., Сю. отказано во включении в списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат в связи с отсутствием заключения специализированной организации.

С, Св., Сю. обратились в суд иском к администрации <адрес> о признании вышеуказанного постановления незаконным и возложении обязанности на администрацию <адрес> включить их в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат с <ДАТА> и предоставить на состав семьи из трех человек вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма, общей площадью нормы предоставления, принятой по <адрес>. В обоснование указали, что согласно договору социального найма нанимателем жилого помещения является С, также зарегистрированы и являются членами ее семьи Св. и Сю. В связи с тем, что дом находится в полуразрушенном состоянии, не проживают в нем с 2000 года. Иного жилья не имеют.

Определением суда от 10 ноября 2010 года по делу назначена строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта ГУ Вологодская лаборатория судебной экспертизы Минюста России (<адрес>) от <ДАТА> №....1 состояние жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> на момент проведения экспертизы относится к категории «негодное» и ремонту и реконструкции не подлежит.

В судебном заседании истцы С, Сю. и ее представитель А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в обоснование иска.

Истец Св. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации <адрес> Ч. исковые требования не признала, пояснила, что дом находится в федеральной собственности, основания для признания истцов нуждающимися в жилых помещениях отсутствуют, поскольку не представлено заключение специализированной организации о непригодности жилого дома для проживания.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе администрация <адрес> просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, что повлекло неправильное применение норм материального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Согласно ст.49 Жилищного Кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ОЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» принятие на учет граждан с 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно п.4 ст.15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным установлены в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующим законодательством отнесено к полномочиям межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия помещения указанным в Положении требованиям.

Судом первой инстанции установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> непригодно для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит. Данные обстоятельства подтверждаются актом заключения межведомственной комиссии от <ДАТА> и заключением эксперта ГУ Вологодская лаборатория судебной экспертизы Минюста России (<адрес>) от <ДАТА> №....1, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

При изложенных обстоятельствах суд правомерно руководствовался положениями п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к обоснованному выводу о том, что постановление администрации <адрес> от <ДАТА> №... «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части отказа С, Св., Сю. во включении в списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, является незаконным и подлежащим отмене.

В соответствии со ст.87 Жилищного Кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Как следует из ч.1 ст.89 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

В соответствии с указанными правовыми нормами вывод суда о предоставлении С на состав семьи из трех человек вне очереди благоустроенного жилого помещения площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения является законным и обоснованным.

Довод кассационной жалобы о том, что обследование дома не относится к компетенции межведомственной комиссии по оценке жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда <адрес> является несостоятельным.

В соответствии с информацией ТУ Росимущества в <адрес> от <ДАТА> №... в территориальной базе данных реестра федерального имущества отсутствует информация об объекте недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.46).

Кроме того, кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от <ДАТА> на администрацию <адрес> возложена обязанность произвести оценку жилого дома на предмет признания пригодным (непригодным) для проживания граждан.

В соответствии с п.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Суд, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и дав им надлежащую правовую оценку, принял законное и обоснованное решение, не допустив при этом нарушений норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 22 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200