Судья Мещерякова Н.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 мая 2011 года № 33-2349
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Король И.Н.,
при секретаре Яркиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе на решение Кадуйского районного суда от 06 апреля 2011 года, которым исковые требования Волковой Т.А. удовлетворены частично.
Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе №... от 25.02.2011 об отказе в назначении пенсии Волковой Т.А. признано незаконным в части.
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе обязано исчислять включенный в стаж работы Волковой Т.А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период ее нахождения в отпуске по беременности и родам с 03.12.1993 по 22.04.1994 в льготном порядке как 1 год и 3 месяца, исчислять стаж работы Волковой Т.А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, за период с 17.01.1997 по 31.10.1999 в льготном порядке как 1 год и 9 месяцев.
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе обязано назначить Волковой Т.А. досрочно трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней, то есть с 16 февраля 2011 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Кузнецова А.Н., действующего по доверенности Волковой Т.А., судебная коллегия
установила:
решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области (далее ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе, пенсионный орган) от 25.02.2011 №... Волковой Т.А. отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия необходимого медицинского стажа.
По состоянию на 16.02.2011 пенсионным органом Волковой Т.А. установлен специальный стаж продолжительностью 23 года 09 месяцев 17 дней.
При этом период её нахождения в отпуске по беременности и родам с 03.12.1993 по 22.04.1994 во время исполнения обязанностей медсестры детского отделения ... центральной районной больницы, расположенной в <адрес>, зачтен в календарном порядке, период работы с 17.01.1997 по 31.10.1999 в качестве медицинской сестры хирургического отделений той же больницы в льготном порядке из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Волкова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе о назначении трудовой пенсии.
В обоснование своих требований истица указала, что период ее нахождения в отпуске по беременности и родам необходимо исчислять таким же образом, как и период работы в занимаемой должности. Время ее работы медицинской сестрой детского отделения районной больницы зачтено пенсионным органом из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца, поскольку данное учреждение находится в сельской местности, а период отпуска по беременности и родам календарно. Время ее работы в должности медицинской сестры хирургического отделения с 17.01.1997 по 31.10.1999 подлежит включению в специальный стаж из расчета 1 год работы за 1 год 9 месяцев в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР №464, действовавшего в тот период времени. Просила суд признать незаконным решение ответчика от 25.02.2011 №..., обязать пенсионный орган зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период отпуска по беременности и родам с 03.12.1993 по 22.04.1994 из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца; период работы с 17.01.1997 по 31.10.1999 в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 9 месяцев; период работы в той же должности и в том же учреждении с 01.11.1999 по 16.02.2011 в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, возложив на него обязанность назначения ей пенсии с момента обращения.
В судебном заседании Волкова Т.А. и её представитель Кузнецов А.Н. заявленные требования поддержали. Истица пояснила суду, что пост №2 хирургического отделения, где она выполняла свои должностные обязанности, был переведен на режим работы гнойного отделения.
Представитель ответчика Смирнова А.В. исковые требования не признала, сославшись на то, что специальный стаж истице исчислен в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе просит об отмене решения суда по мотиву неверного подсчета судом специального стажа, дающего истцу право на получение трудовой пенсии на льготных условиях, и нарушения норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Волкова Т.А. просит оставить решение суда без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене в части возложения на пенсионный орган обязанности назначения Волковой Т.А. пенсии с 16.02.2011, в остальном постановленным правильно исходя из следующего.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 20 части 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Пункт 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ указывает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В графе «наименование должностей» вышеназванного Списка предусмотрена должность медицинская сестра. В графе «наименование учреждений» поименованы больницы всех наименований.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, предусмотрено, что периоды работы в должности в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пп.1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в п.6 Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» п.5 Правил. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Ранее действовавшим постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06 сентября 1991 года «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (п.2) было установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Впоследствии Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными вступившим в силу 01 ноября 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, был изменен порядок исчисления сроков выслуги и установлено, что один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца в выслугу для назначения пенсии врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах.
Следовательно, исходя из приведенных положений законов и нормативных актов, период работы лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), с 01 ноября 1999 года подлежит исчислению в календарном порядке, за исключением случаев, предусмотренных в подпункте «б» п.5 Правил.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщине по ее заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляется отпуск по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию.
Отпуск по беременности и родам включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции 17 июля 1987 года Волкова Т.А. была принята после окончания ... медицинского училища на должность медицинской сестры детского отделения ... центральной районной больницы, расположенной в <адрес>. 17 января 1997 года она переведена медицинской сестрой хирургического отделения той же больницы, которую занимает до настоящего времени.
Принимая 25 февраля 2011 года решение об отказе Волковой Т.А. в назначении пенсии и включая период ее работы в должности медицинской сестры детского отделения Кадуйской центральной районной больницы в специальный стаж, дающий право на получение трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, пенсионный орган зачел период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам в календарном порядке.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что данный период подлежит включению в специальный стаж Волковой Т.А. в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца, поскольку основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года № 13-6 (в редакции от 15 апреля 1992 года), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России № 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации № 66 от 25 июня 1996 года, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Разрешая требования истицы о включении в специальный стаж периода работы в должности медицинской сестры хирургического отделения районной больницы из расчета 1 год работы за 1 год 9 месяцев за период с 17 января 1997 года по 31 октября 1999 года суд обоснованно руководствовался действующими в настоящее время Правилами исчисления льготного стажа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П.
Вместе с тем, принимая решение о возложении на пенсионный орган обязанности назначения Волковой Т.А. трудовой пенсии со дня ее обращения к ответчику с заявлением, суд не учел, что ее специальный стаж с учетом времени зачтенного судом составляет 24 года 07 месяцев 19 дней вместо требуемых законом 25 лет.
При указанных обстоятельствах решение суда в этой части законным и обоснованным признано быть не может и подлежит отмене с отказом истцу в этой части исковых требований.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кадуйского районного суда от 06 апреля 2011 года отменить в части возложения на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе обязанности назначения Волковой Т.А, трудовой пенсии по старости с 16 февраля 2011 года, отказав ей в удовлетворении этой части иска.
В остальном решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе – без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н. Бочкарева
Судьи: В.Н. Белякова
И.Н.Король